Данцаранова А.Ю. ОП Солонго

Паспорт программы.
Название программы

Ф.И.О. автора, где и кем
работает
База эксперимента
Направленность
образовательной деятельности
Цель программы

Тип программы

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественно-эстетической
направленности
Арт-студия «Солонго»
Данцаранова А.Ю., педагог
дополнительного
образования МАОУ ДО «ЦНК «Баяр»
МАОУ ДО «ЦНК «Баяр» г.
Северобайкальск
Художественно-эстетическая
формирование духовной культуры
личности, приобщение к
общечеловеческим
ценностям, умению внимательно
вглядываться в жизнь, в накапливании
опыта понимания красоты.
Модифицированный

Продолжительность обучения
3 года
Возраст учащихся
7-12 лет
Форма проведения занятий
Групповая
Форма организации итоговых Мини-выставка, просмотр, отчетная
занятий
выставка
Количество детей в группах
6- 15
Дата утверждения: Сентябрь 2024 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании
федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа.
В ребенке каждом дремлет птица,
Которую необходимо разбудить:
Она должна в полет стремиться
И назначенье ей - творить.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Изобразительная деятельность доступна детям всех возрастных групп и способностей.
Неспособных детей нет. Склонность к постоянному труду, усидчивость и настойчивость факторы одаренности.
Занимаясь искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, но и
воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и
жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти
предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной
композиции, о способах работы с различными художественными материалами и
техниками.
Программа способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию
художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа
обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными
материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой
собственный
язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут
передавать
свои мысли и впечатления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит
принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс,
демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих
способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в сфере общения на занятиях
изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребенка, в частности,
такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность,
честность. Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям
реализовать то лучшее, что в них есть.

1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с
воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где
каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром
искусства более близко.
Программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил изобразительного искусства у детей развиваются творческие
начала. Каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства,
на приобщение детей к активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Особое значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого
опыта, обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего
обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и
дифференцированный подход, обучение в содружестве.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как воспитанники получают
дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство,
декоративно-прикладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории
искусств, краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается
психологическая защищенность, коммуникативность, самооценка.
1.5. Цель программы.
Основной целью программы является развитие духовности, приобщение обучающихся
к богатому культурному и художественному наследию прошлого и настоящего,
воспитание стремления к общению с искусством в различных его проявлениях,
способствующего формированию личности как гармоничного и образованного человека.
1.6. Задачи.
Обучающие:
формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном
искусстве;
помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной
деятельности;
формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной
жизни человека;
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изо-деятельности в части исполнения творческого продукта
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:

Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни.
Воспитывающие:
·
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в
каждом воспитаннике.
1.7. Возраст учащихся.
Данная программа предназначена для обучающихся Арт-студии «Солонго» МАОУ ДО
«ЦНК «Баяр» и рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Группы формируются по возрасту и в зависимости от смен в школе. I, II группа- возраст
учащихся 7-9 лет. III группа- 10-12 лет. В арт-студии «Солонго» 2 смены:
I смена – 9:00 – 10:40;
II смена – 14:00 – 15:40; 14:30-17:05
.
Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки по
личному заявлению родителей (лиц их заменяющих).
1.8. Формы занятий:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
Виды занятий:
*рисование с натуры
*формат мастер-класса с прямым показом
* рисование по представлению
*рисование на тему
*иллюстрирование
*беседы об изобразительном искусстве
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
I группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.
II группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.
III группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.

2.2. Срок и этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей возраста 7-12 лет.
Форма обучения – очная.
Один академический час занятия в группе равен 45 минутам.
Форма организации деятельности – групповая. В объединение принимаются все
желающие дети 7-12 лет по заявлению родителей (законных представителей), прием
оформляется приказом директора.
Количество обучающихся в группе составляет 6-15 человек. Главным результатом
реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального
продукта, а
главным критерием оценки обучающегося является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного
искусства может каждый ребёнок.
2.3. Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения 3 раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый
час.
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемые результаты
Наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться
в повседневной жизни.
3.2. Способы и формы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
2. через отчётные просмотры законченных работ.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Наименование разделов и
тем
Вводное занятие. Знакомство
обучающихся друг с другом и с
педагогом.
Знакомство с художественными
материалами и оборудованием.
Организация рабочего места.
Инструктаж по технике
безопасности.
Тестовый рисунок.
Здравствуй осень! Пейзаж с
водоемом. Натюрморт.
Урожайная пора.
Бурятские пейзажи. Районы
горные, степные, таежные.
Байкал.
Моя семья
Знакомство с изображением
разных пород деревьев. «В
лесу»
Интерьер. Убранство юрты.
Бурятский орнамент.
Натюрморт. Бурятский
орнамент. Утварь, пища бурят.
Новый год. Новогодние шарики.
Флора и фауна Бурятии.
Мой город-Северобайкальск.
Перспектива.
Праздник Сагаалган. Символ
Года.
Мастерская Белого старца.
Изготовление сувениров.
Нацональный костюм народов
Бурятии. Буряты, русские,
эвенки, семейские.
23 февраля. Портрет.
8 марта. Букет.
Фигура человека. Всадник,
красавица.
День Победы. Герой.
Танец ехор.
Иллюстрирование бурятских
сказок, эпоса.
По следам великих художников
Подготовка экспозиции.
Просмотр.
Итого:

Количество часов
Теорет.

Практ.

Всего

1

1

2

1

3

4

1
2

3
10

4
12

1

5

6

2

6

8

1

9

10

1
1
1

5
13
5

6
14
6

1

5

6

2

30

32

2

16

18

1
1
1

3
3
11

4
4
12

1
1
2

3
7
12

4
8
14

8
2

32
-

40
2
216

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Второй год обучения
№
п/п
I
II
III
IV
V
VI

Название раздела
Введение.
Техника безопасности.
Беседы об искусстве
Работа с натуры
Композиция
Лепка из глины
Декоративная работа
ВСЕГО

ВСЕГ
О

Количество часов
Всего
1
40
18
89
32
36
216час.

Теория

Практика

1

--

6
3
14
7
6
37

34
15
75
25
30
179

Формы аттестации/ контроля
Беседа
творческая
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
творческая
работа
работа

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Техника безопасности.
Теория: Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Техника безопасности на занятиях в
объединении. Действия при ЧС.
Введение в предмет. Информация о программе.
I.

II.

Беседы об искусстве. Знакомство с мировыми шедеврами. Знакомство с работами
бурятских мастеров. Копирование.

III .Работа с натуры.
Теория: работа с натуры включает – натюрморт, пейзаж, портрет, наброски с
натуры.
В работе над натюрмортом уделяется внимание композиции, пропорциями и
композиции. В портрете – пропорциям лица и передаче образа в целом. В
набросках с фигуры – пропорциям. В пейзаже важно передать живописное или
графическое решение.
Практика:задания по рисованию с натуры могут быть длительными (1—2 занятия) и
кратковременными (наброски и зарисовки, выполняемые в течение 7—15 минут)
натюрморт, пейзаж, портрет,
«Натюрморт» - примерные задания рисование с натуры: рисование с натуры простых по
очертанию и построению объектов, расположенных фронтально, 2-3 драпировки.
Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов
доступными детям средствами.
«Весенний пейзаж с натуры» в хорошую погоду возможен выход на пленэр.
IV. Композиция.
Теория: знакомство с жанрами изобразительного искусства. Знакомство с законами
композиции. Использование в композициях набросков. Выразительность подачи
сюжета. Изучение архитектуры.
Практика:выполнение композиций на тему: «Иллюстрация», «Город древний, город
дивный», «Осень в лесу», «Зима», «Масленица», «Спорт», «Скоро лето» компановка, прорисовка, работа цветом, работа над колоритом. Выполнение
композиций «Северное сияние», «Зимний пейзаж» отличаются по сложности и
проработке от работ первого года обучения. Выполнение композиций - «Защитники

отечества», «Портрет папы» - работа над художественным образом, по памяти и по
представлению, использование целенаправленных наблюдений, выполнение
набросков и зарисовок с натуры. Выполнение композиций «Подснежники»,
«Космос», «Праздничный салют»,
«Свободная тема» - развитие творческого воображения, творческой активности.
Лепка из глины.
Теория: Знакомство с традиционными народными промыслами, дать знания по технике
лепки, создание игрушки, изучение орнаментов и их смысла; и т. п.
Практика: Выполнение заданий - лепка Дымковской игрушки в зависимости от
подготовленности группы даются различные по сложности задания. 1. Соединение
деталей (лепка птичек, козлики, барышни) 2. Вытягивание деталей (лепка хрюшек,
лошадок, кавалера) 3. Пустотелые тела. Лепка барышни (копилка, свистулька).
V.

Декоративная работа
Теория: Продолжение знакомства с произведениями народного декоративноприкладного искусства (Дымка, Гжель, Городец). Рисование узоров и декоративных
элементов по образцам. Декоративное обобщение форм растительного и животного
мира. Орнамент в полосе и в круге.
Практика: Выполнение заданий «Роспись Дымковской игрушки», «Орнамент»,
«Гжель»,
«Городец» - рисование карандашом, а затем продолжение работы кистью, самостоятельно
применяя простейшие приемы народной росписи.
VI.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение должно быть просторным, проветриваемым с дневным хорошим
освещением. Для занятий живописью при недостатке дневного освещения используется
местный подсвет лампами дневного света.
2. Студия оборудуется комплектами общего или местного затемнения для экранных
просмотров (шторы, жалюзи) и приспособлениями для организации сменных выставок
(карниз по периметру свободных стен).
3. Пол, позволяющий провести быструю и качественную санобработку.
4. Матовая окраска стен в светлые тона.
5. В закрытых шкафах хранятся иллюстрации, альбомы, папки, коробки,
материалы, в открытых (остекленных) – народная игрушка, «предметы красоты» и
материалы для художественного творчества.
6. В студии удобны полки-стеллажи, тумбы для вертикального хранения больших
репродукций и крупных детских работ, стенды-витринки, разные мольберты с
подставками для красок, столы.
Компьютер, доступ к сети Internet.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования изобразительного
искусства.
3.1. Методическое обеспечение программы
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих
заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в
доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно
при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной
работе с каждым учеником.

Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по
изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть
рисованием несложных натюрмортов. Программа знакомит учащихся с различными
материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности учащихся.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее материальнотехническое обеспечение.
Кабинет должен отвечать следующим требованиям:
- кабинет изобразительного искусства должен обеспечивать атмосферу художественной
мастерской, выставочного зала;
- учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: столы и
стулья для педагога и учащихся, доска, шкафы и стеллажи для хранения литературы и
наглядных пособий;
- учебный кабинет должен быть оснащен мольбертами, предметами натурного фонда.
- технические средства: ноутбук, экран с проектором или телевизор с usb-выходом.
Для работы в области живописи предлагается использовать акварель, гуашь. Для
работы в области графики - карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет
средств заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и
выполняющие требования техники безопасности; Обо всех неисправностях, поломках,
утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до
устранения их нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую
аттестацию.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по
окончании года обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению
проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Критерии оценок
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его
работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим
подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает
к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная
помощь преподавателя.

3.4 Список литературы
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.:
Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников.
Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,
Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение,
1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М.,
Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском
языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».