Управление образования администрации Муниципального образования «город Северобайкальск» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ "БАЯР" Принята на заседании педагогического совета Протокол №______________ «____»______________ 2021г. Утверждаю: Директор МАОУДО«ЦНК»Баяр» _______Бадмацыренова В.Б от «___»___________ 2021г. Приказ№_______________ Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности «ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ и БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК» Комплексная сквозная программа, реализующая общие цели программ I ступени (детского сада), II ступени (начальной школы) I ступень(детский сад) Возраст учащихся: 5-6лет Срок реализации: 2года (66час) II ступень (начальная школа) Возраст учащихся: 7-12лет Срок реализации: 4года (132час) Автор//разработчик: педагоги МАОУДО «ЦНК «Баяр» Хободоева С.Д., Шулунова А.Д., Хабитуева С.В. г. Северобайкальск 2021 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29.12.2012г. № 273 – РФ « Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образовании и науки РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1. Основные характеристики программы: 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Традиции культуры и бурятский язык» реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования. 1.2. Актуальность программы Образовательная деятельность по программе «Традиции культуры и бурятский язык» соответствует идеям и целям Нацпроекта «Образование»:создает условия для «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций».Программа вводит ребенка в мир традиционной бурятской культуры,формирует чувства любви и патриотизма к малой Родине – Бурятии, содействует социализации и адаптации ребенка к жизни в открытом, многонациональном, поликультурном обществе. 1.3. Психолого - педагогические основы. Методологической основой способов развития человека является марксистко-ленинская теория познания мира от «живого созерцания» к «абстрактному мышлению». В соответствии с данной теорией формируется единство чувств, знаний, поведения. 1.4. Развитие эстетических чувств отношения к миру. Исследования учёных показали, что дети 5-7 лет склонны к одушевлению окружающих предметов, открыты впечатлениям и больше ориентируются на эмоциональное восприятие. На эти особенности детской психики необходимо опираться при развитии эстетического отношения к миру. Развитое эстетическое отношение к миру характеризуется переживанием единства с миром, отсутствием противопоставления себя к окружающей культурно - языковой среде, а это и есть суть отношений человека традиционной культуры к миру природы, окружающим людям, что формирует толерантное сознание. 2. Овладение знаниями, умениями и навыками общения в действии - в бурятской культурно- языковой среде. Личность развивается в действии. Познание в игре – кратчайший путь к уму и сердцу ребёнка, лучший способ обучения. В обучающих играх: играх – празднествах, в играх – путешествиях, в играх – исследованиях и т.д. ребёнок проживает множество ролей, одновременно осваивая культурно – языковые образцы поведения и общения. При этом ребёнок учится думать, анализируя и сравнивая образцы поведения в разных ситуациях, находя уникальное и общечеловеческое в разных культурах, что приводит к свободному выбору ценностей культуры, их сознательному освоению. 3.Формирование опыта гармоничных межличностных отношений в семье, обществе. Человек традиционной культуры со своим целостным восприятием мира по природе своей устремлён к гармонизации отношений с окружающей средой, поэтому присваивая образцы общения в традиционной народной культуре, ребёнок приобретает опыт гармоничных межличностных отношений в семье и обществе. Задача состоит в накоплении опыта гармоничных межличностных отношений не только на занятиях, но и дома, на улице, общественных местах. 4. Психолого – педагогические принципы воспитания: - формирование веры в себя и свои возможности; - мотивация достижений; - педагогический диалог; - межличностное общение; - учить мыслить 5. Цели и задачи программы: Цель программы: Воспитание толерантной, свободной, гармоничной личности, обладающей способностями к конструктивному диалогу на уровне национального и мирового сообществ. Задачи: 1. Развитие эстетического отношения к миру; 2. Овладение знаниями, умениями и навыками общения в бурятской культурно- языковой среде; 3.Формирование гармоничных межличностных отношений в семье и в обществе. 5.1. Отличительные особенности программы Особенность или новизна её состоит в том, что бурятский язык при этом изучается как код культуры. Познание культуры начинается с раскрытия значения первых слов ребёнка: «эжы» (мама), «аба» (отец), постепенно расширяясь по мере увеличения пространства освоения мира посредством слов, имеющих ценностное значение: «сагаан хyн» (человек с чистыми помыслами), «хyхэ мyнхэтэнгэри» (вечно синее небо), «улааннаран» (красное солнце) и т.д. Каждая тема это новый мир, новый виток в освоении духовно-нравственного богатства культуры, тесно связанный с бурятским языком. Бурятский язык многозначен, связан с цельностью, непрерывностью восточного взгляда на мир, поэтому имеет большой потенциал для формирования синтезирующего начала в мышлении, устремленности к гармонизации окружающего мира, что является основой толерантного сознания. 5.2. Возраст учащихся: Программа предназначена для детей проживающих в русскоязычной среде г.Северобайкальска, ориентирована на детей детсадовского возраста5-7 лет и на детей младшего школьного возраста (1 -5 классы) 5.3.Формы и режим занятий Форма организации образовательного процесса – групповое занятие. Формы организации занятий: беседы, конкурсы, игры, репетиции и т.д.. График занятий в группах разный: от 1-2 до 4 раз в неделю по 25-45 мин. 5.4. Ожидаемый результат освоения программы - разработанная программа является эффективным средством гармоничного, духовного развития ребенка; -ребёнок учится ориентироваться в мире бурятской национальной культуры, общаться и взаимодействовать с окружающим миром 5.5. Формы подведения итогов -текущий контроль в игровой форме с использованием наглядно-иллюстративного материала. Формы подведения итогов по результатам полугодия, года: выставки, фестивали, концерты, конкурсы и др. 5.6.Учебно – методическое обеспечение При реализации программы «Традиции культуры и бурятский язык» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ фильмов); метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Условия и средства необходимые для реализации программы: 1. Наличие помещений соответствующих нормам САН ПИНа, для проведения занятий, мероприятий ( актовый зал, кабинеты и т.д.) 2. Наличие костюмерной (костюмы, атрибуты) 3. Наличие технических средств (ИКТ, мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура, музыкальные инструменты и т.д.) 4. Наличие учебно-методического комплекта для педагога дополнительного образования, для воспитанников. Паспорт программы Наименование учебной программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ и БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК» Тип программы Модифицированный (адаптированная) Ф.И.О. автора, где и кем работает педагоги МАОУ ДО « ЦНК «Баяр»: Хободоева С.Д., Шулунова А.Д., Хабитуева С.В. База СЦРР ДС «Детский сад «Золотой ключик» МБДОУ Я-С «Подснежник» МБДОУ ЦРР ДС «Теремок» МБДОУ ДС «Брусничка» МБДОУ ДС «Серебряное копытце» г.Северобайкальск Рецензенты Образовательная область Дополнительное образование Цели и содержание обучения Воспитание толерантной, свободной, гармоничной личности, обладающей способностями к конструктивному диалогу на уровне национального и мирового сообществ. Срок освоения, периодичность 2 года Режим занятий Возраст учащихся СЦРР ДС «Детский сад «Золотой ключик»4группы МБДОУ Я-С «Подснежник»-4группы МБДОУ ЦРР ДС «Теремок»-5 групп МБДОУ ДС «Брусничка»-2 группы МБДОУ ДС «Серебряное копытце»-2 группы Старшая группа- 1раз в неделю по 25 минут Подготовительная группа -1 раз в неделю по 30 минут 5-7 лет Наполняемость групп 15 и выше Дата утверждения сентябрь 2021 г. Содержание программы I ступени (детского сада) (1 год обучения) Основные задачи: 1. Знакомство с фольклором бурятского народа 2. Усвоение минимальной сложности доступных форм общения. Тема1. Приветствие. Танилсалга. Знакомство. Теория: Формирование умения вступать в коммуникацию с другими людьми: приветствовать (приветствие – пожелание счастья) прощаться, представлять себя Практика: Слова – приветствия: «Сайн байна», «Мэндэ». Диалоги знакомства: -Шинии нэрэ хэн бэ? -Мини нэрэ ………… Прощальные слова: «Баяртай», «Уулзатараа». Заповеди Баяровца. Ролевая игра. Тема 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Теория: Формировать представление О Республике Бурятия. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к малой Родине Бурятия- малая Родина для детей разных национальностей. Рассказ о флаге, гербе и гимне. Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Практика: Рисование: флаг, герб РБ и т.д. Песня «О родной земле» (Гимн РБ») (разучивании 1 куплета). Стихотворение «Эхэ Орон» ( 1 столбик) Диалог - Минии тоонто нютаг -Минии Эхэ орон Конкурс рисунков «Минии Эхэ Орон». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». Тема 3. Времена года. Жэлэй дурбэн саг. Теория: Систематизировать имеющиеся знания детей о временах года; сформировать представление о сезонных изменениях в природе. Формирование умения делиться впечатлениями. Практика: Үбэл – зима, Хуйтэн убэл –Холодная зима. Хабар – весна. Хабар ерэбэ – Пришла весна, Саhан хайлаба – тает снег. Зун – лето. Наран шараба – солнце светит, Халуун – жарко. Намар – осень. Алтан намар- Золотая осень. Шара набшаhан – листья желтеют. Обогащать словарь детей словами: намар, бороо, бороотой Yдэр, модоной намаа шарлаба, газаа хYйтэн болобо. Выучить стихотворение про осень. Тема 4. Бурятский народный костюм. Буряад хубсаhан. Теория: Мужской, девичий и женский костюм. Зимние и летние костюмы. Смысловое значение пуговицы, нагрудной части (энгэр) пояса (кушак). Значения цвета в бурятской культуре. Практика: Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей головной убор, обувь бурят, Мужской и женский дэгэл, традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений. Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлинг (летний халат, уушу (безрукавка) малгай (шапка). Гутал – обувь. Тема 5. Моя семья. Гэр булэ. Теория: Формирование умения называть свое имя,членов семьи, рассказывать о себе,о своей семье. Моя семья. Гэр булэ. Традиции и обычаи семьи: взаимоотношение старших и младших, родителей и детей, мужчин и женщин. Практика: Диалог - шинии эжы (аба,аха,эгэшэ) хэн бэ? - юу хэнэб? Слова «эжы», «аба», «буубэй», хугшэн эжы – бабушка. Хугшэн аба – дедушка, (младенец), «хубуун» (мальчик), «басаган» (девочка). Ответы на вопросы: Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Юу хэнэб? Стихотворение «Минии Эжы». Рисование «Родословное древо». Тема 6. Юрта. Теория: Гэр (юрта) – модель Вселенной. Значение очага. Традиции почитания очага. Традиции встречи гостей в юрте. Благопожелания. Практика: Схема распределения сторон юрты. Слова: Зуг – сторона. Юг – урда зуг, север –хойто зуг, запад – барун зуг, восток зун зуг. наашаа харагты, зурагты, гэр. Рисование. Конкурс рисунков «Юрта». Тема 7. Лунный календарь. Литэ. Теория: Восточный календарь. Названия 12 годов лунного календаря на бурятском языке. Сказка «Мудрая мышь», « Сказка о буддийском времени». (почему в восточном календаре отсутствует год верблюда?). Пословицы. Загадки. Практика: Таблица восточного календаря. Рисование 12 животных. Ролевая игра. Слова: Жэл – год. Литэ - календарь. Мышь – хулгана, корова – унеэн, тигр – бар, заяц – туулай, дракон – луу, змея – могой, лошадь – морин, овца – хонин, обезьяна – бишэн, курица – тахяа, собака – нохой, свинья – гахай. Тема 8. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Теория: Ознакомление с особенностями празднования национального праздника Сагаалган.Усвоение детьми ценностей, норм и правил,принятых в бурятской культуре. Обычаи и традиции встречи Нового года. Новогодний этикет. (Хадак-знак дружбы и благопожелания. Цвето-символическая атрибутика хадака, виды назначений хадака). Значение молочной и мясной пищи. Национальное блюдо. Благопожелания. Практика: Песня « Сагаалган»- выучить. Участие в городском конкурсе «Игры Белого месяца». Выучить благопожелание на бурятском и русском. Изготовление новогодней открытки. Диалог праздничного приветствиям Слова: Саhан – снег. Сагаан hара – белый месяц. Сагаан убгэн – белый дед. Амар мэндээ. Мэндээ.Убэл, саган эдеэн – белая пища, бууза – позы, зоохой, саламат – сметана. Тема 9. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Ролевая игра « Пришел в юрту гость». Тема 10. Символика цвета. Теория: Значение цвета. Символика цвета. Хадак. Значение цвета хадака. Практика: Вопросы ямар? – какой? Цвета: «хyхэ» (синий), «улаан» (красный), «хара» (чёрный), «ногоон» (зелёный), «сагаан» (белый). Рисование. Стихотворение «Унгэнууд» Тема 11. Драгоценные животные. Табан Эрдэни. Теория: Что такое «Пять драгоценностей»? Значение пяти драгоценных животных в бурятской культуре. Конь в жизни бурята, смысл и значение «сэргэ» - коновязи. Знамя Чингисхана из конного волоса. Практика: Драгоценные животные «хонин» (овца) .Домашние животные «ямаан» (коза) и « yнеэн» (корова). Тэмээн – верблюд. Морин – лошадь. Название детенышей животных. Вопросы: Яанаб? Сказка «Пять драгоценностей». Сценка. Легенда о морин хуре. Тема 12. Пять пальцев. Табан хурган. Теория: формировать интерес к познанию бурятского фольклора. Практика: Барбаадай, батан туулай, тоохон тобшо, толи байса, бишиихан шигшуудэй. Песня «Пять пальцев». Тема 13. Легенда о Байкале и его дочери. Теория: История возникновения Байкала. Практика: Легенды о Байкале. Сказки. Мультфильм о Байкале и его дочери Ангара. Тема 14. Герои ВОВ. Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Конкурс рисунков посвященному празднику «День Победы». Слова: дайн – война, Агуу Ехэ – Великая. Майн юhэ – 9 мая. Илалта – Победа. Тема 15. Сурхарбаан «Эрын гурбан наадан» «Три игры мужчин». Теория: Национальные празники Республики Бурятии. Практика: 3 игры мужей. Тема 16. Итоговое занятие Учебно – тематический план I ступени (детского сада) 1 года обучения № Название раздела, темы Количество часов Теория Формы аттестации, 1. Приветствие. Танилсалга. Знакомство. 1 Практ Всего ика 0 1 2. «Моя родина- Бурятия». Мини Эхэ Орон 2 2 4 текучий 3. Времена года «Жэлэй дүрбэн саг» 1 1 2 текущий 4. Бурятский народный костюм. Буряад хубсаhан. 1 1 2 текущий 5. Моя семья. Гэр булэ. 1 1 2 текущий 6. Юрта. 1 1 2 текущий 7. Лунный календарь. Литэ. 1 0 1 текучий 8. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. 2 2 4 текущий 9. «Ёхор» 1 1 2 текущий 10. Символика цвета. Цвета. 1 1 2 текучий 11. Драгоценные животные. Табан Эрдэни. 1 1 2 текучий 12. Пять пальцев. Табан хурган. 1 1 2 текущий 13. Легенда о Байкале и его дочери Ангаре 1 1 2 текущий 14. Герои ВОВ 1 1 2 текущий 15. Сурхарбаан «Эрын гурбан наадан» 1 1 2 текущий 16. Итоговое занятие 0 1 1 Итоговое ИТОГО 17 16 33 контроля текущий Учебно – методическое обеспечение I ступени (детского сада) 1 года обучения № п/п Название тем Форма Оборудование 1. Приветствие. Танилсалга. Знакомство. Занятие – беседа, занятие-диалог, Мультимедиа 2. «Моя родина- Бурятия». Мини Эхэ Орон Занятие – беседа, занятие-диалог, 3. Времена года «Жэлэй дүрбэн саг» Занятие-беседа, занятие-диалог. Карта, герб, флаг Р.Б., фонограмма гимна Р.Б. Мультимедиа Мультимедиа 4. Занятие – беседа, Мультимедиа Костюмы 5. Бурятский народный костюм. Буряад хубсаhан. Моя семья. Гэр булэ. Занятие- беседа Мультимедиа 6. Юрта. Занятие – беседа Мультимедиа 7. Лунный календарь. Литэ. Занятие – беседа, занятие-диалог. Мультимедиа 8. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Мультимедиа 9. «Ёхор» 10. Символика цвета. Цвета. Занятие – беседа, занятие-диалог, занятие-игра. Занятие – беседа, занятие-диалог, занятие-игра. Занятие – беседа, занятие-диалог, 11. Драгоценные животные. Табан Эрдэни. Занятие-беседа Мультимедиа 12 Пять пальцев. Табан хурган. Занятие – беседа, занятие-диалог, занятие-игра. Мультимедиа 13. Легенда о Байкале и его дочери Ангаре Занятие- беседа. Мультимедиа 14. Герои ВОВ Занятие- беседа. Мультимедиа Мультимедиа Музыка Мультимедиа 15. Сурхарбаан «Эрын гурбан наадан» Занятие- беседа. Мультимедиа 16. Итоговое занятие Занятие- беседа. Подведение итогов. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I ступени (детского сада) 2 год обучения. Основные задачи: 1. Знакомство с фольклором бурятского народа 2. Усвоение минимальной сложности доступных форм общения. Тема1. Приветствие. Танилсалга. Теория: Приветствие – пожелание счастья. Приветствия на бурятском языке. Виды приветсвий. Практика: Слова – приветствия: «Сайн байна», «Мэндэ». Диалоги знакомства: -Шинии нэрэ хэн бэ? -Мини нэрэ ………… Прощальные слова: «Баяртай», «Уулзатараа». Заповеди Баяровца. Ролевая игра. Тема 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Теория: Бурятия- малая Родина для детей разных национальностей. Рассказ о флаге, гербе и гимне. Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Практика: Рисование: флаг, герб РБ и т.д. Песня «О родной земле» (разучивании 1 куплета). Стихотворение «Эхэ Орон» ( 1 столбик) Диалог - Минии тоонто нютаг -Минии Эхэ орон Конкурс рисунков «Минии Эхэ Орон». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». Тема 3. Моя родословная. Гэр булэ. Теория: Моя семья. Гэр булэ. Легенда о птице лебеди. Практика: Диалог - шинии эжы(аба,аха,эгэшэ) хэн бэ? - юу хэнэб? Слова «эжы», «аба», «буубэй» (младенец), «хубуун» (мальчик), «басаган» (девочка). Ответы на вопросы: Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Юу хэнэб? Стихотворение «Минии Эжы». Видео легенды «Хун шубуун» Тема 4. Юрта. (Гимн РБ») Теория: Гэр (юрта) – модель Вселенной. Значение очага. Традиции почитания очага. Традиции встречи гостей в юрте. Благопожелания. Практика: Схема распределения сторон юрты (Рисование). Диалог «Встречи гостей»- наашаа харагты, зурагты, гэр, hуугты, орогты, айлшад. Рисование. Ролевая игра « Пришел в юрту гость». Тема 5. Домашние дикие животные. Гэрэй ба зэрлиг амитад. Теория: Знакомство домашними и дикими животными. Значение пяти драгоценных животных в бурятской культуре. Конь в жизни бурята, смысл и значение «сэргэ» коновязи. Знамя Чингисхана из конного волоса. Практика: Слова: нохой, гахай, тахяа, ухэр, морин, хонин, тэмээн, ямаан, миисгэй. Зэрлиг амитад (дикие животные): баабгай, шоно, шандаган, унэгэн(лиса). Драгоценные животные «хонин» (овца) .Домашние животные «ямаан» (коза) и « yнеэн» (корова). Тэмээн – верблюд. Морин – лошадь. Название детенышей животных. Вопросы: Яанаб? Сказка «Пять драгоценностей». Буряад отохонууд,табаринууд, нааданууд. Ролевая игра. Рисование. Тема 6. Лунный календарь. Литэ. Теория: Восточный календарь. Названия 12 годов лунного календаря на бурятском языке. Сказка «Мышь и верблюд», « Сказка о буддийском времени». (почему в восточном календаре отсутствует год верблюда?). Пословицы. Загадки. Практика: Таблица восточного календаря. Рисование 12 животных. Ролевая игра. Слова: Жэл – год. Литэ - календарь. Мышь – хулгана, корова – унеэн, тигр – бар, заяц – туулай, дракон – луу, змея – могой, лошадь – морин, овца – хонин, обезьяна – бишэн, курица – тахяа, собака – нохой, свинья – гахай. Тема 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Теория: Обычаи и традиции встречи Нового года. Новогодний этикет. (Хадак-знак дружбы и благопожелания). Благопожелания. Практика: Песня « Сагаалган»- выучить. Участие в городском конкурсе «Игры Белого месяца». Выучить благопожелание на бурятском и русском. Диалог праздничного приветствиям (слова: Саhан – снег. Сагаан hара – белый месяц. Сагаан убгэн – белый дед. Амар мэндээ. Мэндээ.Убэл.) Тема 8. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Тема 9. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» Теория: Традиции и обычаи встречи гостей. Практика: Разучивание танца ехор. « Ехор»- Ц.Жимбиев.(выучить) Тема 10. Символика цвета. Теория: Значение цвета. Символика цвета. Хадак. Значение цвета хадака. Практика: Вопросы ямар? – какой? Цвета: «хyхэ» (синий), «улаан» (красный), «хара» (чёрный), «ногоон» (зелёный), «сагаан» (белый). Рисование. Стихотворение «Унгэнууд» Тема 11. Бурятские народные игры. Теория: Знакомство с содержанием и правилами игры. «Эрын гурбан наадан» Практика: Проведение игр. 1. Кто быстрее, кто шустрее. 2. Шагай наадан. 3. Бухэй барилдаан. Тема 12. Счет. Тоо. (1-10). Табан хурган. Теория: Счет от 1-10. Песенка- считалка « Табан хурган». Практика: Тоо. Вопросы хэдыб? Бурятсие названия пальцев: эрхы хурган, долеобор хурган, томо хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы хурган. «Табан хурган».( охарактеризовать используя прилагательные: сэбэрхэн, набтар, шуран, щамбай, хусэтэй, нариихан, хунгэн, гое, хоорхэн, солбон, жаахан, ундэр, тургэн, удаан. Сказка « Табан хурган». Рисование. Тема 13. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Бурятские сказки, пословицы и поговорки. Теория: чтение сказки 1. Мудрая мышь 2. Журавль. Практика: Рисование. Пересказ. Слова: онтохон – сказка, таабари – загадки, жороо угэ – скороговорки, оньhон угэ – пословицы. Конкурс загадков и пословиц. Тема 14. Герои ВОВ. Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Конкурс рисунков посвященному празднику «День Победы». Слова: дайн – война, Агуу Ехэ – Великая. Майн юhэ – 9 мая. Илалта – Победа. Тема 15. Итоговое занятие. Практика: Викторина. Учебно-тематический план I ступени (детского сада) № Название раздела, темы 2-й год обучения Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля 1. Приветствие. Танилсалга. 2 1 1 текущий 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. 4 2 2 текущий 3. Моя родословная. Гэр булэ. 2 1 1 текущий 4. Юрта. 2 1 1 текучий 5. Домашние дикие животные. 2 1 1 текущий Гэрэй ба зэрлиг амитад 6. Лунный календарь. Литэ. 2 1 1 текучий 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. 5 2 3 текущий 8. Ёхор. 2 1 1 текучий 9. Экскурсия в музей «Баяра». 1 1 0 текущий 10. Символика цвета. 2 1 1 текущий 11. Бурятские народные игры. 2 1 1 текущий 12. Счет. Тоо. (1-10) Табан хурган. 2 1 1 текущий 13. 2 1 1 текущий 14. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Бурятские сказки, пословицы и поговорки. Герои ВОВ. 2 1 1 текущий 15. Итоговое занятие. 1 0 1 Итоговый ИТОГО: 33 16 17 Учебно – методическое обеспечение I ступени (детского сада) № 1. Название раздела, темы Приветствие. Танилсалга. 2 года обучения Форма Методическое обеспечение Занятие – беседа Мультимедиа 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Занятие – беседа, Карта, герб, флаг Р.Б., фонограмма рисование гимна Р.Б. Мультимедиа 3. Моя родословная. Гэр булэ. Занятие – беседа 4. Юрта. Занятие – беседа, Макет юрты, картинки и рисунки. рисование Мультимедиа Мультимедиа Гэрэй ба зэрлиг амитад Занятие – беседа, Мультимедиа. Картинки рисование изображающие животных, войлок, кнут, веревки из конского волоса. Музыкальный инструмент – хур. Коновязь. 6. Лунный календарь. Литэ. Занятие – беседа, Мультимедиа. «Лунный календарь». рисование Слайды 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Занятие – беседа, Мультимедиа.Атрибуты.Костюмы.У рисование тварь. 8. Ёхор. Занятие – беседа, Мультимедиа рисование Музыка. Фонограмма, ноутбук. Занятие – беседа, Юрта. Фонограмма, рисование ноутбук. 5. Домашние дикие животные. колонка, 9. Экскурсия в музей «Баяра». колонка, 10. Символика цвета. Занятие – беседа, Хадак, шаблоны. рисование карандаши. Мультимедиа 11. Бурятские народные игры. Занятие – беседа, Фонограмма, колонка, ноутбук, игра микшер Шагай , веревка, кнут,ковер ский пульт. 12. Счет. Тоо. (1-10) Табан хурган. Занятие – беседа, Цветные карандаши. Слайды рисование 13. Занятие – беседа, Мультимедиа рисование 14. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Бурятские сказки, пословицы и поговорки. Герои ВОВ. 15. Итоговое занятие. Занятие – беседа, Сказки, пословицы, рисование Мультимедиа 16. ИТОГО: Занятие-викторина Цветные Занятие – беседа, Слайды. Песня «Священная война». рисование Мультимедиа Слайды. Мультимедиа загадки. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В результате: ребёнок учится ориентироваться в мире культуры, общаться в иноязычной среде, взаимодействовать с окружающим миром. Ожидаемые результаты: По окончании курса дети должны быть способны: - использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения -понимать обращенную к ним речь, реагировать на нее соответственно ситуации; -считать до 10; -отвечать на заданные вопросы; -описывать предмет; -называть членов семьи, свое имя; -рассказывать рифмовки на бурятском языке, танцевать ехор с использованием изученных движений; - устное народное творчество - знание традиционной культуры бурят: пять видов скота; бурятские праздники и игры; - знание государственной символики Республики Бурятия : герб, флаг, - благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана. Контроль: -текущий и итоговый контроль в игровой форме с использованием наглядноиллюстративного материала; Паспорт программы Наименование учебной программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Тип программы Модифицированный (адаптированная) Ф.И.О. автора, где и кем работает База «ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ и БУРЯТСКИЙ ЯЗЫК» педагоги МАОУ ДО « ЦНК «Баяр»: Хободоева С.Д Шулунова А.Д., Хабитуева С.В. МБОУ Лицей №6, МАОУ СОШ №11, МАОУ СОШ №3,МАОУ «Гимназия№5» им.Усыниной Л.В. г.Северобайкальск. Рецензенты Образовательная область Дополнительное образование Цели и содержание обучения Воспитание толерантной, свободной, гармоничной личности, обладающей способностями к конструктивному диалогу на уровне национального и мирового сообществ. Срок освоения, периодичность 4 года(132час.) 1г.о-33час. Режим занятий 1раз в неделю по 40-45 минут Возраст учащихся 6 -12 лет Наполняемость групп 6 и выше Дата утверждения сентябрь 2021 г. Содержание программы II ступени (начальной школы) (1 год обучения) Учебно – тематический план II ступени (начальной школы) 1 год обучения. Стартовый уровень. «Вхождение в культуру». Основные задачи: 3. Знакомство с фольклором бурятского народа 4. Усвоение минимальной сложности доступных форм общения. Тема1. Приветствие. Знакомство. Амаршалга. Танилсалга. Теория: Приветствие – пожелание счастья. Приветствия на бурятском языке. Виды приветсвий. Прощание. Практика: Слова – приветствия: «Сайн байна», «Мэндэ». Диалоги знакомства: -Шинии нэрэ хэн бэ? -Мини нэрэ ………… Прощальные слова: «Баяртай», «Уулзатараа». Заповеди Баяровца. Ролевая игра. Тема 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Теория: Бурятия- малая Родина для детей разных национальностей. Рассказ о флаге, гербе и гимне. Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Практика: Рисование: флаг, герб РБ и т.д. Песня «О родной земле» (разучивании 1 куплета). Стихотворение «Эхэ Орон» ( 1 столбик) Диалог - Минии тоонто нютаг -Минии Эхэ орон Конкурс рисунков «Минии Эхэ Орон». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». (Гимн РБ») Тема 3. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» Теория: Традиции и обычаи встречи гостей. Практика: Разучивание танца ехор. « Ехор»- Ц.Жимбиев.(выучить) Тема 4. Алфавит. Теория: Знакомство с понятием «Алфавит». (Изучение) дополнительных букв, h, оо, уу, (гласные, согласные) количество букв, особенности их произношения. Практика: Выучить бурятский алфавит. Азбука. (Правильное произношение) Тема 5. Моя родословная. Гэр булэ. Теория: Моя семья. Гэр булэ. Легенда о птице лебеди. Практика: Диалог - шинии эжы(аба,аха,эгэшэ) хэн бэ? - юу хэнэб? Слова «эжы», «аба», «буубэй» (младенец), «хубуун» (мальчик), «басаган» (девочка). Ответы на вопросы: Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Юу хэнэб? Стихотворение «Минии Эжы». Видео легенды «Хун шубуун» Тема 6. Юрта. Теория: Гэр (юрта) – модель Вселенной. Значение очага. Традиции почитания очага. Традиции встречи гостей в юрте. Благопожелания. Практика: Схема распределения сторон юрты (Рисование). Конкурс Рисунков. Диалог «Встречи гостей»- наашаа харагты, зурагты, гэр, hуугты, орогты, айлшад. Рисование. Ролевая игра « Пришел в юрту гость». Тема 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Теория: Обычаи и традиции встречи Нового года. Новогодний этикет. (Хадак-знак дружбы и благопожелания). Благопожелания. Практика: Песня « Сагаалган»- выучить. Участие в городском конкурсе «Игры Белого месяца». Выучить благопожелание на бурятском и русском. Диалог праздничного приветствиям (слова: Саhан – снег. Сагаан hара – белый месяц. Сагаан убгэн – белый дед. Амар мэндээ. Мэндээ.Убэл.) Тема 8. Лунный календарь. Литэ. Теория: Восточный календарь. Названия 12 годов лунного календаря на бурятском языке. Сказка «Мышь и верблюд», « Сказка о буддийском времени». (почему в восточном календаре отсутствует год верблюда?). Пословицы. Загадки. Практика: Таблица восточного календаря. Рисование 12 животных. Ролевая игра. Слова: Жэл – год. Литэ - календарь. Мышь – хулгана, корова – унеэн, тигр – бар, заяц – туулай, дракон – луу, змея – могой, лошадь – морин, овца – хонин, обезьяна – бишэн, курица – тахяа, собака – нохой, свинья – гахай. Тема 9. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Тема 10. Драгоценные животные. Табан Эрдэни. Теория: Что такое «Пять драгоценностей»? Значение пяти драгоценных животных в бурятской культуре. Конь в жизни бурята, смысл и значение «сэргэ» - коновязи. Знамя Чингисхана из конного волоса. Практика: Драгоценные животные «хонин» (овца) .Домашние животные «ямаан» (коза) и « yнеэн» (корова). Тэмээн – верблюд. Морин – лошадь. Название детенышей животных. Вопросы: Яанаб? Сказка «Пять драгоценностей». Сценка. Легенда о морин хуре. Тема 11. Счет. Тоо. (1-50). Табан хурган. Теория: Счет от 1-50. Песенка- считалка « Табан хурган». Практика: Тоо. Вопросы хэдыб? Бурятсие названия пальцев: эрхы хурган, долеобор хурган, томо хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы хурган. «Табан хурган».( охарактеризовать используя прилагательные: сэбэрхэн, набтар, шуран, щамбай, хусэтэй, нариихан, хунгэн, гое, хоорхэн, солбон, жаахан, ундэр, тургэн, удаан. Сказка « Табан хурган». Рисование. Тема 12. Символика цвета. Теория: Значение цвета. Символика цвета. Хадак. Значение цвета хадака. Практика: Вопросы ямар? – какой? Цвета: «хyхэ» (синий), «улаан» (красный), «хара» (чёрный), «ногоон» (зелёный), «сагаан» (белый). Рисование. Стихотворение «Унгэнууд» Тема 13. Бурятские народные игры. Теория: Знакомство с содержанием и правилами игры. «Эрын гурбан наадан» Практика: Проведение игр. 4. Кто быстрее, кто шустрее. 5. Шагай наадан. 6. Бухэй барилдаан. 7. Тема 14. Герои ВОВ. Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Конкурс рисунков посвященному празднику «День Победы». Слова: дайн – война, Агуу Ехэ – Великая. Майн юhэ – 9 мая. Илалта – Победа. Тема 15. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Бурятские сказки, пословицы и поговорки. Теория: чтение сказки 3. Мудрая мышь 4. Журавль. Практика: Рисование. Пересказ. Слова: онтохон – сказка, таабари – загадки, жороо угэ – скороговорки, оньhон угэ – пословицы. Конкурс загадков и пословиц. Тема 16. Итоговое занятие Практика: Викторина. № Учебно-тематический план 1-й год обучения Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля 1. Приветствие. Танилсалга. 1 0 1 текущий 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. 4 2 2 текущий 3. Экскурсия в музей «Баяра». 1 1 0 текущий 4. Алфавит 1 1 0 текущий 5. Моя родословная. Гэр булэ. 2 1 1 текущий 6. Юрта. 2 1 1 текучий 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. 5 2 3 текущий 8. Лунный календарь. Литэ. 2 1 1 текущий 9. Ёхор. 2 1 1 текущий 10. Пять драгоценностей. Табан Эрдэни. 2 1 1 текущий 11. Счет. Тоо. (1-10) Табан хурган. 2 1 1 текущий 12. Символика цвета. 2 1 1 текущий 13. Бурятские народные игры. 2 1 1 текущий 14. Герои ВОВ. 2 1 1 текущий 15. Устное народное творчество Бурятские сказки, загадки, пословицы и поговорки. Аман заншалай ёhо. 2 1 1 текущий 16. Итоговое занятие. 1 0 1 Итоговый ИТОГО: 33 16 17 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 года обучения. I Базовый уровень Основные задачи: 1. Усвоение знания о духовно-нравственных принципах общения в культуре. 2. Расширение знаний, умений, общения в культуре. Тема 1. Приветствие. Знакомство. Амаршалга. Танилсалга. Теория: Приветствие – пожелание счастья. Приветствия на бурятском и на других языках. Информация о мирных намерениях и дружелюбии, выраженная во взглядах, в костюме, поведении. Практика: Диалоги приветствия и знакомства: - Сайн байна! – Здравствуйте. - Шинии нэрэ (фамили, обог) хэн бэ? - Мини нэрэ. - Баяртай. Слова: Уулзатараа баяртай, «Танил хун» -что означает «знакомый человек»? Тема 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Теория: Бурятия- малая Родина для детей разных национальностей. Рассказ о флаге, гербе и гимне. Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Слова: Туг – флаг, хото – город, уйлсэ – улица, нютаг – родина, буряад хэлэн – бурятский язык. Практика: Рисование: флаг, герб РБ и т.д. Песня «О родной земле» (Гимн РБ») (разучивании 1 и 2 куплета). Стихотворение «Эхэ Орон» Диалог: - Минии тоонто нютаг -Минии Эхэ орон Конкурс рисунков «Минии Эхэ Орон». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». Тема 3. Счет. Тоо. (1-100) Теория: Счет от 1-100. Песенка- считалка « Табан хурган». Практика: Тоо. Вопросы хэдыб? Бурятсие названия пальцев: эрхы хурган, долеобор хурган, томо хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы хурган. «Табан хурган».( охарактеризовать используя прилагательные: сэбэрхэн, набтар, шуран, щамбай, хусэтэй, нариихан, хунгэн, гое, хоорхэн, солбон, жаахан, ундэр, тургэн, удаан. Сказка « Табан хурган». Рисование. Тема 4. Моя родословная. Гэр булэ. Теория: Моя семья. Гэр булэ. Традиции и обычаи семьи: взаимоотношение старших и младших, родителей и детей, мужчин и женщин. Практика: Диалог - шинии эжы (аба,аха,эгэшэ) хэн бэ? - юу хэнэб? Слова «эжы», «аба», «буубэй», хугшэн эжы – бабушка. Хугшэн аба – дедушка, (младенец), «хубуун» (мальчик), «басаган» (девочка). Ответы на вопросы: Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Юу хэнэб? Стихотворение «Минии Эжы». Рисование «Родословное древо». Тема 5. Моя школа. Минии hургуули. Теория: Наша школа. Школьные принадлежности. Гимн Баяра Вопросы: - Кто? Что? Сколько? - Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Хэдыб? Манай hургуули – Наша школа. Слова, обозначающие действие-рисует, пишет, читает, отвечает, мастерит, отвечает Зурана, бэшэнэ, уншана, харюусана гэжэ үйлэнүүдые оруулха. Название школьных пренадлежностей: тетрадь – дэбтэр, книга – ном, баллуур – ластик, шуган – линейка. Практика: Заповеди Баяровца. Разучивание Гимна Баяра Ролевая игра. Рисунок. Тема 6. Природа Бурятии. Байгаали. Теория. Географическое расположение и климат Бурятии. Растения. Охрана природы.Слова: Багульник – тэрэнги, подснежник – ургы, природа – байгали, ая-ганга – богородская трава, цветок – сэсэг, лотос – бадма сэсэг, трава – ногоон, и.т.д. Практика. Рисование. Загадки. Тема 7. Юрта. Теория: Гэр (юрта) – модель Вселенной. Значение очага. Традиции почитания очага. Традиции встречи гостей в юрте. Благопожелания. Практика: Схема распределения сторон юрты. Слова: Зуг – сторона. Юг – урда зуг, север –хойто зуг, запад – барун зуг, восток зун зуг. наашаа харагты, зурагты, гэр. Рисование. Конкурс рисунков «Юрта». Ролевая игра « Пришел в юрту гость» Тема: 8. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр». Теория: Традиции и обычаи встречи гостей. Практика: Разучивание танца ехор. « Ехор»- Ц.Жимбиев.(выучить) Тема 9. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Теория: Обычаи и традиции встречи Нового года. Новогодний этикет. (Хадак-знак дружбы и благопожелания. Цвето-символическая атрибутика хадака, виды назначений хадака). Значение молочной и мясной пищи. Национальное блюдо. Благопожелания. Практика: Песня « Сагаалган»- выучить. Участие в городском конкурсе «Игры Белого месяца». Выучить благопожелание на бурятском и русском. Изготовление новогодней открытки. Диалог праздничного приветствиям Слова: Саhан – снег. Сагаан hара – белый месяц. Сагаан убгэн – белый дед. Амар мэндээ. Мэндээ.Убэл, саган эдеэн – белая пища, бууза – позы, зоохой, саламат – сметана, Тема 10. Лунный календарь. Литэ. Теория: Восточный календарь. Названия 12 годов лунного календаря на бурятском языке. Сказка «Мудрая мышь», « Сказка о буддийском времени». (почему в восточном календаре отсутствует год верблюда?). Пословицы. Загадки. Практика: Таблица восточного календаря. Рисование 12 животных. Ролевая игра. Слова: Жэл – год. Литэ - календарь. Мышь – хулгана, корова – унеэн, тигр – бар, заяц – туулай, дракон – луу, змея – могой, лошадь – морин, овца – хонин, обезьяна – бишэн, курица – тахяа, собака – нохой, свинья – гахай. Тема 11. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Тема 12. Народная медицина. Теория: Название части тел человека на бурятском языке. Здоровье человека. Лечебные свойства растений. Cлова: лекарство – эм, эмчин – лекарь, голова – толгой, лицо – нюур, лоб – духа, брови – нидхэй, глаза – нюдэн, нос – хамар, рот – аман, уши – шэхэн, шея – хузуун, руки – гар, ноги – хул, живот – гузээн. И.т.д. Практика: Знакомство с искусством баряаша (костоправ,массажист), эмчин( от слов эмлекарство). Название некоторых лечебных растений: ая-ганга,(чабрец), табан hалаа (подорожник), ургы-подснежник, тэрэнги-багульник. Рисование лекарственные растения. Тема 13. Домашние дикие животные. Гэрэй ба зэрлиг амитад. Теория: Знакомство домашними и дикими животными. Слова: нохой, гахай, тахяа, ухэр, морин, хонин, тэмээн, ямаан, миисгэй. Зэрлиг амитад (дикие животные): баабгай, шоно, шандаган, унэгэн(лиса), Практика: Буряад отохонууд,табаринууд, нааданууд. Ролевая игра. Рисование. Тема 14. Священный Байкал. Байгал далай. Теория: озеро Байкал. Легенды и предания. Практика: Проект « Сохраним наш Байкал» (сообщение, рисунок) Тема 15. Бурятский народный костюм. Буряад хубсаhан. Теория: Мужской, девичий и женский костюм. Зимние и летние костюмы. Смысловое значение пуговицы, нагрудной части (энгэр) пояса (кушак). Значения цвета в бурятской культуре. Практика: Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей головной убор, обувь бурят, Мужской и женский дэгэл, традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений. Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлинг (летний халат, уушу (безрукавка) малгай (шапка). Гутал – обувь. Тема 16. Орнаменты. Теория: Искусство древних народов как орнамент. Символика цвета. Практика: Вопросы ямар? Цвета: «хyхэ» (синий), «улаан» (красный), «хара» (чёрный), «ногоон» (зелёный), «сагаан» (белый). Практическое занятие «Символика цвета» в одежде бурят. Рисование орнаментов (головной убор, одежда ). Тема 17. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Бурятские сказки. Теория: чтение сказки «У старости мудрость» Практика: Рисование. Пересказ. Тема 18. Герои ВОВ. Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Конкурс рисунков посвященному празднику «День Победы». Слова: дайн – война, Агуу Ехэ – Великая. Майн юhэ – 9 мая. Илалта – Победа. Тема 19. Итоговое занятие Практика: Викторина. № Учебно-тематический план 2-й год обучения Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Формы аттестации, Практика контроля 1. Приветствие. Танилсалга. Повторение. 1 0 1 текущий 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. 6 2 4 текущий 3. Счет. Тоо (1-100). 1 1 0 текущий 4. Моя родословная. Гэр булэ 1 1 0 текущий 5. Моя школа. Минии hургуули. 1 1 0 текущий 6. Природа Бурятии. Байгаали. 1 1 0 текущий 7. Юрта. 1 1 0 текущий 8. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» 1 1 0 текущий 9. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. 6 2 4 текущий 10. Лунный календарь. Литэ. 1 1 0 текущий 11. Ёхор. 1 0 1 текущий 12. Народная медицина. 1 1 0 текучий 13. Домашние дикие животные. Гэрэй зэрлиг амитад. 2 1 1 текущий 14. Священный Байкал. Байгал далай. 1 1 0 текущий 15. Бурятский народный костюм. Буряад хусаhан. 1 1 0 текущий 16. Орнаменты. 1 1 0 текущий 17. Устное народное творчество Бурятские сказки, загадки, пословицы и поговорки. Аман заншалай ёhо. 3 1 2 текущий 18. Герои ВОВ. 2 1 1 текущий 19. Итоговое занятие. 1 0 1 Итоговый ИТОГО: 33 18 15 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 года обучения. 3 класс. II Базовый уровень. Основные задачи: 1. Создание условий для самоактуализации личности, формирование опыта духовнонравственных ориентиров. 2. Научить самостоятельно применять знания и умения. Тема 1. Повторение пройденного 1-2 года обучения. Практика: Диалог. Вопросы. Тема 2. . Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Теория: Бурятия- малая Родина для детей разных национальностей. Красота малой родины. Республика Бурятия ( флаг, герб РБ) . Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Слова: Туг – флаг, хото – город, уйлсэ – улица, нютаг – родина, буряад хэлэн – бурятский язык. Практика: Рисование: флаг, герб РБ и т.д. Песня «О родной земле» (Гимн РБ») Стихотворение «Эхэ Орон» Диалог: - Минии тоонто нютаг -Минии Эхэ орон Конкурс рисунков «Минии Эхэ Орон». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». Тема 3 Семейные обряды. Ёhо заншал. Теория: Семья в бурятской культуре. Форма семьи. Этапы взросления ребенка. Традиции семейного воспитания: воспитание девочек (уход, гигиена, занятие). Обряд рождения ребенка. Бурятские свадебные обряды. Милан. Практика: Традиции родства,(эжы,аба,аха, эгэшэ,дуу хубуун, дуу басаган) специфика общения бурят в зависимости от возраста, родства, соседства, пола.( таа, шинии, минии,манай, танай, ехэ гу?,тиимэ). . Стихотворение Ц-Б.Бадмаева «Мужчины». Традиции семейного воспитания: воспитание мальчиков (уход, гигиена, занятие).Слова: парбагты, барилдагты, харайгты, харайлгагты. Родословное древо. Сказка « У старости мудрость» Тема 4. Бурятская поэзия. Буряад уран шулэг. Теория: Знакомство с произведениями Н.Г.Дамдинова, Д.Жалсараева, Д.Улзытуева, Д.Д. Дамбаева. «Пора таежного подснежника». Праздник «День бурятского языка». Фильм «Пора таежного подснежника». Слова: поэзия –уран шулэг. Практика: Проектная работа «Писатели и поэты Бурятии». Сообщения, доклады, конкурс чтецов. Праздник « День бурятского языка». Тема 5 . Значение чисел. Счет. Тоо (1- 1000) Теория: Счет в пределах 1000. Символический смысл и значение чисел: нэгэн (одно – целое) хоер (два – все имеют пру) Практика: учимся считать на бурятском. Этапы жизни в бурятской культуре. Таблица чисел от 1-1000. Решение примеров со словами нэмээхэ (прибавить) хороохо (отнять) делить (хубааха) получится (болохо). Тема 6. Экологические традиции. Теория: Экологические традиции. Следование природе (одежда, обувь, святые места). Практика: Проектная работа «Не навреди» (сообщения, презентации, рисунки) Защита своих работ. Тема 7. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Теория: Обычаи и традиции встречи Нового года. Новогодний этикет. (Хадак-знак дружбы и благопожелания. Цвето-символическая атрибутика хадака, виды назначений хадака). Значение молочной и мясной пищи. Национальное блюдо. Благопожелания. Практика: Песня « Сагаалган»- выучить. Участие в городском конкурсе «Игры Белого месяца». Выучить благопожелание на бурятском и русском. Изготовление новогодней открытки. Диалог праздничного приветствиям Слова: Саhан – снег. Сагаан hара – белый месяц. Сагаан убгэн – белый дед. Амар мэндээ. Мэндээ.Убэл, саган эдеэн – белая пища, бууза – позы, зоохой, саламат – сметана, Тема 8. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Своеобразие Ёхора. Ёхор западных и восточных бурят. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Постановка национального танца «Ёхор». Тема 9. Пища. Хоол эдеэ. Теория: Традиции гостеприимства русских и бурятских народов. Особенности бурятской кухни.(о вкусовых и лечебных свойствах продуктов; праздничные, повседневные блюда). Бурятская церемония чаепития. Практика: Ролевая игра. Что вы знаете о бурятской церемонии чаепития. Любимое блюдо из бурятской кухни. Благопожелания. Слова: аарса, тоолэй, сай, зоохэй,буза, суу, уугты, эдегты и т.д. Белая пища и хлеб – соль – правила подачи и приема. Тема 10: Бурятский народный костюм. Буряад хубсаhан. Теория: Мужской, девичий и женский костюм. Зимние и летние костюмы. Практика: Научить называть предметы костюма, обратить внимание детей головной убор, обувь бурят, Мужской и женский дэгэл, традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений. Обогащать словарный запас детей новыми словами дэгэл (зимний халат, тэрлинг (летний халат, уушу (безрукавка) малгай (шапка). Гутал – обувь. Рисование. Тема 11. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» Теория: Традиции и обычаи встречи гостей. Практика: Разучивание танца ехор. « Ехор»- Ц.Жимбиев.(выучить) Тема 12. Ремёсла. Дархалга. Теория: Хозяйственная деятельность бурят в прошлом (скотоводство). Ремёсла: кузнецы (работа по металлу, деревообработка, обработка изделий из кожи и меха. Девять способностей девочки. Пять достоинств мужчин. Девять достоинств матери. Сказка «Алтан Хайша» Практика: Слова, отвечающие на вопросы «Юу хэнэб?» (Что делает?). Повелительные глаголы: «hуугты» (сядьте), ябагты» (идите), «ерэгты» (подходите), «оёгты»(сшейте), «угэгты», «харагты». « Три игры мужей». Тема 13. Байкальские легенды и предания. Теория: « Красавица Ангара», «О Байкале и Ангаре», «Легенда о девушке – лебеде». Практика: Рисование. Инсценирование. Тема 14. Герои ВОВ Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Доклады. Тема15. Конкурс проектных работ Тема16. Итоговое занятие. № 1. Учебно-тематический план 3-й год обучения Название раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации, контроля Повторение 1 0 1 текущий 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. 5 2 3 текущий 3. Семейные обряды. Ёhо заншал. 1 1 0 текущий 4. Бурятская поэзия. Буряад уран шулэг. 2 1 1 текущий 5. Значение чисел. Счет. Тоо (11000) 2 1 1 текущий 6. Экологические традиции 1 1 0 текущий 7. Праздник Белого месяца. Сагаалган. 6 2 4 текущий 8. Ёхор 2 1 1 текущий 9. Пища. Эдеэн. 1 1 текущий 10. Бурятская одежда. Орнаменты. Буряад хубсаhан. 2 1 1 текущий 11. Экскурсия ЦНК «Баяр». 1 1 0 текущий 12. Ремесла. Дархалга. 1 1 0 текущий 13. Байкальские легенды и предания. 3 1 2 текущий 14. Герои ВОВ. 2 1 1 текущий 15. Конкурс проектных работ. 2 0 2 текущий 16. Итоговое занятие. 1 0 1 итоговый Итого: 33 15 18 Содержание программы 4 года обучения. 4 класс. Продвинутый уровень. Основные задачи: 1.Создание условий для общения и сотрудничества в культуре. 2. Применение знаний в практике общения. Тема 1. Моя Родина Бурятия. Минии Эхэ орон. Теория: Общие сведения: название, столица, районы Бурятии .Минии «Эхэ Буряад Орон». Истории Бурятии ( города РБ, достопримечательности, памятники, промышленные предприятия). Герой Российской федерации Алдар Цыденжапов. Практика: Проектная работа « Красота моей Родины». Викторина на тему « Моя Бурятия». Видеофильм «Корабль- эсминец «Быстрый». Тема 2. Родная поэзия. Буряад уран шулэг. Теория: Знакомство с произведениями Н.Г.Дамдинова, Д.Жалсараева, Д.Улзытуева, Д.Д. Дамбаева. «Пора таежного подснежника». Праздник «День бурятского языка» Практика: Проектная работа «Писатели и поэты Бурятии». Сообщения, доклады, конкурс чтецов. Праздник « День бурятского языка». Тема 3. Семейные обряды. Еhо заншал. Теория: Обычаи традиции у бурят и других народов мира. Практика: Инсценировка элементов обряда. Проектная работа « Семейные традиции», «Моя родословная». Стихотворение Н.Дамдинова «Родословная». Тема 4. Моя школа. Минии hургуули. Теория: Наша школа. Школьные принадлежности. Вопросы: - Кто? Что? Сколько? - Энэ хэн бэ? Энэ юун бэ? Хэдыб? Манай hургуули – Наша школа. Слова, обозначающие действие-рисует, пишет, читает, отвечает, мастерит, отвечает Зурана, бэшэнэ, уншана, харюусана гэжэ үйлэнүүдые оруулха. Название школьных пренадлежностей: тетрадь – дэбтэр, книга – ном, баллуур – ластик, шуган – линейка. Практика: Проектная работа «Минии hургуули» Тема 5. Значение чисел. Счет. Тоо (1- 1000000) Теория: Таблица чисел от 1-1000000. Символический смысл и значение чисел: нэгэн (одно – целое) хоер (два – все имеют пру) Практика: учимся считать на бурятском. Этапы жизни в бурятской культуре. Таблица чисел от 1-1000. Решение примеров со словами нэмээхэ (прибавить) хороохо (отнять) делить (хубааха) получится (болохо). Решение примеров. Тема 6. Праздник Белого Месяца. Теория: Взаимосвязь в природе. Изменения, связанные с космосом: времена года, смена суток, фотосинтез и т.д. Почитание неба, солнца, земли у бурят- монголов, русских. Традиции и обычаи. Практика: Экскурсия в музей ЦТК « Баяр». Городской праздник «Игры Белого месяца». Благопожелания и песни на бурятском языке. Конкурс театрализованных представлений по семейным обрядам. Тема 7. Ёхор. Теория: «Ёхор» - это танец-хоровод, и танцуют его только по кругу слева направо, т.е. за направлением движения Солнца. Своеобразие Ёхора. Ёхор западных и восточных бурят. Практика: Стихотворение «Наш бурятский хоровод». Танец Ёхор. Слова: хатарая – танцует, наадая – играть, баярлая – повесилимся. Постановка национального танца «Ёхор». Тема 8. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» Теория: Традиции и обычаи встречи гостей. Практика: Разучивание танца ехор. « Ехор»- Ц.Жимбиев.(выучить) Тема 9. Природа Бурятии. Байгаали. Теория: Природные памятники Бурятии. Животный и растительный мир. Поклонение природе. Практика: Доклады, рефераты. Проектная работа «Богатство нашего края ». Тема 10. Священное озеро Байкал. Байгал Далай. Теория: озеро Байкал. Легенды и предания. Практика: Доклады, рефераты. Проект « Сохраним наш Байкал» Тема 11. Работа. Профессия. Мэргэжэлэй ажал. Теория: Профессия . Практика: Доклады, рефераты. Проект « Кем хочу стать» Тема 12 : Бурятские игры. «Гурбан эрын наадан». «Шагай наадан» Теория: Знакомство с содержанием и правилами игры. «Эрын гурбан наадан» Практика: Проведение игр. 1. Кто быстрее, кто шустрее. 2. Шагай наадан. 3. Бухэй барилдаан. Тема 13. Устное народное творчество. Аман заншалай ёhо. Теория: Буряад онтохонууд. Оньhон угэнууд. Таабаринууд. Практика: Проектная работа « Хэлэнэй бэлиг» Тема 14. Герои ВОВ Теория: Герои ВОВ из Бурятии. Дети- герои ВОВ Практика: Доклады. Проектная работа « И помнит мир спасенный». Тема 15. Конкурс проектов, презентаций. Практика: Доклады, рисунки и презентации. Защита своих работ. Тема 16. Итоговое занятие. Практика: Викторина по пройденным материалам. № Учебно-тематический план 4-й год обучения Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации, контроля 1. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон 4 2 2 текущий 2. Родная поэзия. Буряад уран шулэг. 2 1 1 текущий 3. Семейные обряды. Еhо заншал 3 2 1 текущий 4. Моя школа. Минии hургуули. 2 1 1 текущий 5. Значение чисел. Счет. Тоо (11000). 1 1 0 текущий 6. Праздник Белого месяца. Сагаалган. 5 2 3 текущий 7. Ёхор. 2 1 1 текущий 8. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр». 1 1 0 текущий 9. Природа Бурятии. Байгаали. 1 1 0 текущий 10. Священное озеро Байкал. Байгал далай. 2 1 1 текущий 11. Работа.Профессия. Мэргэжэлэй ажал. 2 1 1 текущий 12. Бурятские народные игры. Буряад нааданууд. 1 0 1 текущий 13. Устное народное творчество. Пословицы поговорки. Загадки. Аман заншалай ёhо. 1 1 0 текущий 14. Герои ВОВ 2 1 1 текущий 15. Конкурс проектов, презентаций. 2 1 1 текущий 16. Итоговое занятие. 2 1 1 итоговый Итого: 33 18 15 Учебно – методическое обеспечение При реализации программы «Традиции культуры и бурятский язык» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ фильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод); методы развивающего обучения, метод взаимообучения, метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес обучающихся к учебному процессу. Условия и средства необходимые для реализации программы: 1. Наличие помещений соответствующих нормам САН ПИНа, для проведения занятий, мероприятий ( актовый зал, кабинеты и т.д.) 2. Наличие костюмерной (костюмы, атрибуты) 3. Наличие технических средств (ИКТ, мультимедийная установка, видео-аудио аппаратура, музыкальные инструменты и т.д.) 4. Наличие учебно-методического комплекта для педагога дополнительного образования, для воспитанников. № Учебно – методическое обеспечение 1 года обучения Название раздела, темы Форма Методическое обеспечение 4 Приветствие.Знакомство. Амаршалга.Танилсалга. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Экскурсия в музей «Баяра» Алфавит 5 Моя родословная. Гэр 1 2 3 Занятие – беседа Слайд-шоу, иллюстрации, картинки. Занятие – беседа, Карта, герб, флаг Р.Б., рисование фонограмма гимна Р.Б. Слайды Занятие – беседа, Праздничные атрибуты, макет рисовани юрты, картинки и рисунки. Занятие – беседа Алфавит бурятского языка, иллюстрации, аудиокассета, картинки. Слайды Занятие – беседа, Слайды. Картины и 6 булэ. Юрта. 7 Праздник Белого Месяца. Сагаалган. 8 Лунный календарь. 9 Ёхор. 10 12 Пять драгоценностей. Табан Эрдэни Счет. Тоо.(1-10) Табан хурган. Символика цвета. 13 14 Бурятские народные игры. Герои ВОВ. 15 Устное народное творчество Бурятские сказки, загадки, пословицы и поговорки. Аман заншалай ёhо. Итоговое занятие. 11 16 рисование рисунки.Схемы Занятие – беседа, Праздничные атрибуты, макет рисование юрты, картинки и рисунки. Занятие – беседа, Картинки , войлок, кнут, веревки рисование из конского волоса. Музыкальный инструмент – хур. Коновязь. Праздничные атрибуты. Слайды Занятие – беседа, Картинки изображающие рисование животных, войлок, кнут, веревки из конского волоса. Музыкальный инструмент – хур. Коновязь. Картина «Лунный календарь». Слайды Занятие – беседа Фонограмма, колонка, ноутбук, микшерский пульт. Занятие – беседа, Картинки изображающие рисование животных Занятие – беседа, Картинки рисование Занятие – беседа, Хадак, шаблоны, Цветные рисование карандаши. Слайды Шагай , веревка, кнут,ковер Занятие – беседа, Слайды. Песня «Священная рисование война» Занятие – беседа, Сказки, пословицы, загадки. рисование Занятие-викторина Слайды Учебно – методическое обеспечение 2 года обучения № п/п 1. 2. 3. 4. Название тем Приветствие. Танилсалга. Повторение. Моя РодинаБурятия. Минии Эхэ орон. Счет. Тоо (1-100) Моя родословная. Гэр булэ Форма Оборудование Занятие – беседа Рассказ, рисование. Иллюстрации,картинки, плакаты. беседа, Картины. Карта, герб, флаг Р.Б., фонограмма гимна Р.Б. Слайды Занятие – беседа, Цифры, картины. Слайды. рисование Занятие – экскурсия, Праздничные атрибуты, картинки и рисование рисунки. Картины, плакаты, схема «Мое древо». Слайды. 5. Моя школа. Минии hургуули. 7. Природа Бурятии. Байгаали. Юрта 8. 6. Занятие – рисование беседа, Слайд-шоу, иллюстрации, аудиокассета, картинки, плакаты, фонограмма .Гимн Баяра. Слайды. Рассказ, беседа. Слайды, картины Рассказ, рисование беседа, Картины, макет юрты. Слайды Экскурсия в музей ЦНК «Баяр» Рассказ, рисование. беседа, Юрта 9. Праздник Белого Месяца. Сагаалган. Занятие беседа,рисование 10. Лунный календарь. Литэ. Занятиерисование Ёхор Занятие- беседа 12. Народная медицина Занятие – обьяснение, рисование 13. Домашние дикие животные. Гэрэй зэрлиг амитад. Картинки изображающие домашних и Занятие – беседа, диких животных, войлок, кнут, веревки из игры, конкурсы, конского волоса. Музыкальный рисование инструмент – хур. Коновязь. Слайды 14. Священный Байкал. Байгал далай. Бурятская одежда. Буряад хусаhан. Занятие- беседа 16. Орнаменты. 17. 18. Устное народное творчество Бурятские сказки, загадки, пословицы и поговорки. Аман заншалай ёhо. Герои ВОВ. Занятиерисование Занятиерисование беседа, Праздничные атрибуты, фонограмма, бурятская одежда. Иллюстрации, рисунки орнаментов; Слайды беседа, Иллюстрации, хадаки (разных цветов), цветные карандаши беседа, Бурятские видео-сказки. Слайды,пословицы, загадки Занятиерисование беседа, Слайды, песня «Священная война»,фонограмма 19. Итоговое занятие – Праздничные атрибуты, фонограмма, бурятская одежда.Иллюстрации, рисунки орнаментов; цветные карандаши.Картины, фонограмма беседа, Картины, цифры,лунный кале Фонограмма, ноутбук 11. 15. Занятиерисование беседа, Картины,слайды. Картины,слайды. Контрольные вопросы. Учебно – методическое обеспечение 3 года обучения № п/п Название тем 1. Повторение Занятиеповторение. Слайды 2. Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Семейные обряды. Ёhо заншал. Занятие – беседа. Картины. Карта, герб, флаг Р.Б., фонограмма гимна Р.Б. Слайды Плакаты, стихи, благопожелания, сказки, рассказы. 4. Бурятская поэзия. Буряад уран шулэг. Занятие – беседа 5. Значение чисел. Счет. Тоо (1- 1000) Занятие – беседа 6. Экологические традиции. 7. Праздник Белого месяца. Сагаалган. 8. Ёхор Занятие – Картина, иллюстрации, плакаты ,слайды творчества, игры, утренники, занятиеконкурс. Занятие-беседа, Игры, стихи, плакаты. Лунный рассказ. календарь.Названия животных на бурятском языке. Картины. Занятие-беседа Фонограмма 9. Пища. Эдеэн. Занятие – беседа, Цветные карандаши, краски, слайды рисование, конкурс. Иллюстрации блюд бурятского народа, меню. 10. Бурятская одежда. Орнаменты. Буряад хубсаhан. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр». Ремесла. Дархалга. Байкальские легенды и предания. Герои ВОВ Занятие-беседа. 3. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Конкурс проектных работ. Итоговое занятие. Форма Оборудование Занятие – беседа, занятие-диалог. ЗанятиеРассказ. Слайды. Стихи и рассказы бурятских поэтов: Дондок Улзытуев «Песнь нового года», Цыденжап Жимбиев «Ёхор», Цокто Номтоев «Игра в кости», Цырен-дулма Дондогой «Рогатка». Фильм «Пора таежного подснежника». Слайды Цифры. Слайды Орнаменты, бурятские костюмы. беседа. Юрта Картины, слайды Легенды и предания. Картины Конкурс инсценировок. Занятиебеседа. Картины, слайды,фонограмма Рассказ. Занятие-проект. Слайды Учебно – методическое обеспечение 4 года обучения № п/п Название тем Форма Оборудование Моя Родина-Бурятия. Минии Эхэ Орон. Проект «Пою мой край родной» Родная поэзия. Буряад уран шулэг. Занятие – беседа, занятие-диалог урок-проект Слайды, картины Картины. Карта, герб, флаг Р.Б., фонограмма гимна Р.Б. Занятие- беседа 3. Семейные обряды. Ёhо заншал. Занятие – беседа, занятие-диалог Стихи и рассказы бурятских поэтов: Дондок Улзытуев «Песнь нового года», Цыденжап Жимбиев «Ёхор», Цокто Номтоев «Игра в кости», Цырен-дулма Дондогой «Рогатка». Фильм «Пора таежного подснежника». Слайды Картины, слайды. 4. Моя школа. Минии hургуули. Счет. Тоо (11000000) Занятие – беседа, Плакаты, рисунки. Слайды. занятие-диалог. Занятие-чтение, конкурс цифры чтецов. 6. Праздник Белого месяца. Сагаалган. Занятие- беседа 7. Ёхор. Занятие- беседа Плакаты, картины. Слайды, фильмыПраздничная атрибутика, фонограмма. Песня «Сагаалган» фонограмма 8. Экскурсия в музей ЦНК «Баяр». Природа Бурятии. Байгали. Священное озеро Байкал. Байгал Далай. Работа. Профессия. Мэргэжэлэй ажал. Занятие- беседа Юрта Занятие- беседа Показ слайдов Занятие- беседа Видео-слайды Занятие - беседа Видео-слайды Бурятские народные игры. Буряад нааданууд. Устное народное творчество. Пословицы поговорки. Загадки. Аман заншалай ёhо. Герои ВОВ Конкурс проектов. Презентаций. Итоговое занятие. Занятие- беседа Шагай Занятие- беседа Видео-сказки, загадки, пословицы Занятие- беседа Занятие-проект Видео-слайды. Фонограмма. Вопросы , проектные работы. 1. 2. 5. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Занятие- беседа ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - участвовать в диалоге, в ситуациях общения; - вести диалог этикетного характера, уметь приветствовать и отвечать на приветствие, представиться, познакомиться, вежливо попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление и т.д; - уметь расспрашивать- диалог- расспрос (кто?что?); - рассказывать о себе, о своей семье, о друзьях, школе, школьных принадлежностях; - знать наизусть рифмованные произведения детского фольклора, загадки, скороговорки, пословицы. - устное народное творчество - знание традиционной культуры бурят: семья и семейные отношения у бурят; пять видов скота; бурятский национальный костюм; бурятская национальная кухня; бурятские праздники и игры; - знание государственной символики Республики Бурятия и общих сведений о республике: Гимн, герб, флаг, территория, население. - знание из области географии Бурятии: реки, климат, озеро Байкал, столица Бурятии. - использовать этикетные формулы приветствия, прощания, благодарности, знакомства, формы обращения, исполнять народные песни, ехор, благопожелания, загадывать загадки, вести этикетную беседу в дни Сагаалгана; - считать в пределах 100