ДООП Ихисеева (стартовый уровень)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАIЦШI

мунициIIАльного оБрАзовАния (город сЕвЕроБдlttкд"lьск>
МУНШШШАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ )rЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(d{EmTP

нАIшоIIАльноЙ культуры

<(БАяр)>

эмхй

УТВЕРЖЩАЮ:
кlЩIК кБаяр>

Принята на заседании
педагогического совета
,/
протокол Л! /
от кlц!>
20

rll

.

Яг.

Бадмацыренова

))

(БАяР)

р4

zo4;,

,r]

ДОШОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБ IЦЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБ IЦЕ РАЗВИВАЮIЦАЯ) ПРОГРАММА
Стулия

танца

(БАЯР)

художественной направленности

Возраст обучаrощихся: 5- б лет
Срок реализации: 2 года
Уровень програ]\{мы: стартовый

Автор - составитель:
Ихисеева Мария Кrапловна
педагог дополнительного

образования

г. Северобайка"цьск 2025
1

МАОУДО (ЦНК

кБаяр>

Паспорт программы
Название программы

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
Студия танца «БАЯР»

Ф.И.О. автора, где и кем работает

Ихисеева М.К. - педагог дополнительного
образования МАОУДО «ЦНК «Баяр»

База эксперимента

МАОУДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск

Направленность образовательной
деятельности

Художественная

Цель программы

Тип программы

Цель программы развитие творчества ребенка,
а именно: разнообразных танцевальных умений,
качеств личности средствами музыки и
танцевальных движений.
Модифицированный

Продолжительность обучения

2 года

Возраст учащихся

5 - 6 лет

Форма проведения занятий

Групповая

Режим занятий

2 раза в неделю по 2 часа

Форма организации итоговых
занятий

Контрольный урок, концертное выступление

Количество детей в группах

10 и выше

Дата утверждения: сентябрь 2025 год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Основные характеристики программа:
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия танца «БАЯР»,
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)».
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические

требования

к организациям

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №2.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

2

Актуальность:
Занятия в дошкольных группах, начиная с 5 лет, должны создавать
благоприятные условия для индивидуального подхода к каждому ребёнку,
определять перспективы его развития, но вместе с тем – давать возможность
большему количеству детей включиться в образовательный процесс.
В период с пяти до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается,
движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание
особенно важно в этот возрастной период.
Главный метод в приобщении детей к музыкально-ритмической
деятельности, в формировании красивой осанки, правильных двигательных
навыков, умений координировать движения с музыкой – это «вовлекающий»
образ педагога (определение С. Д. Рудневой). Поэтому очень важно, чтобы
педагог обладал специальными особенностями и умениями, без которых
невозможно приобщать маленьких детей к ритмике.
Главное – развитие у детей музыкально-пластических способностей,
соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.
Данная
программа

дополнительная
соотносится

с

общеобразовательная
тенденциями

развития

общеразвивающая
дополнительного

образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
способствует:
· созданию необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
· удовлетворению

индивидуальных

потребностей

обучающихся

в

интеллектуальном, художественном, нравственном развитии;
· формирование

и

развитие

творческих

способностей

учащихся,

выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся.
Обучение включает в себя следующие предметы:
3

1. Ритмика
2. Гимнастика, партерная гимнастика
3. Детский танец
Направленность программы: художественная
Художественная направленность ориентирована на развитие общей
культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах
искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой
деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное
творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративноприкладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор)
Адресат программы: дошкольники (детский сад).
Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным

возрастом

в

развитии

познавательной

сферы

ребенка,

интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда

в

ребенке

закладываются

многие

личностные

аспекты,

прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. К 5-6-летнему
возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность
структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу
взрослого человека.
Набор

детей

в

объединение

осуществляется

в

установленные

учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 2 года
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
4

По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Подготовительная группа – 144 часа в год (1 час=30 мин.)
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности:
- групповая
- коллективная
Методы, используемые при работе:
- метод

комбинированных

движений,

переходящих

в

небольшие

учебные этюды;
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения-замедления;
- метод заучивания;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Режим занятий:
подготовительная группа: 2 часа (по 30 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Продолжительность одного занятия – не более 30 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.

5

1.2.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Цель программы: развитие творчества ребенка, а именно: разнообразных
танцевальных умений, качеств личности средствами музыки и танцевальных
движений.
Взаимопроникновение музыки и движения, а также цель данной
программы определили задачи обучения и воспитания детей:
Образовательные задачи:
• Развивать ловкость, точность, координацию движений;
• Развивать гибкость и пластику;
• Обучить детей танцевальным движениям
Воспитательные:
• Воспитывать выносливость, развивать силу;
• Формировать правильную осанку, красивую походку;
• Развивать умения ориентироваться в пространстве;
• Формировать навыки выполнения различных движений в соответствии с
возрастными возможностями;
• Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Развивающие:
• Развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание;
• Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух,
чувство ритма;
• Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству
танца;
• Развивать музыкальную память.

6

• Развивать творческие способности, потребности самовыражения в
движении под музыку;
• Развивать и тренировать психические процессы (эмоциональность, память,
внимание, воля, мышление, восприятие);
• Развивать нравственно-коммуникативные качества.
Ожидаемые результаты:
Основным

результатом

учебной

деятельности

является

набор

ключевых компетенций учащихся, выражающиеся в знаниях и умениях,
которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения по данной
программе:
Личностные:
- активность,

инициативность,

доброжелательность,

ответственность,

упорство при достижении цели;
- стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
- чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому
общению;
- уважительное отношение к нормам коллективной жизни; художественный
вкус;

- интерес к музыкальному творчеству, хореографии, искусству.
Развиты:
-

партерный

экзерсис:

повышение

гибкости

суставов,

улучшение

пластичности мышц связок, увеличение силы мышц;

- выворотность ног, танцевальный шаг, правильная осанка, постановка
корпуса, четкая координация движений.
Предметные:
Для детей подготовительной группы:
Знания:
- истории и терминологии танца;

7

- единых правила поведения в хореографическом классе и требования к
внешнему виду на занятиях;
- о темпе, ритме.
Умения и навыки:
- выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом
правильное

положение

(формирование

корпуса,

двигательных

ног,

рук,

головы

навыков); движения

в

пространстве

в соответствии

с

музыкальным сопровождением;
- самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации;
- выполнять определённые танцевальные движения;
- партерной гимнастики.
Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.

8

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Студия танца «БАЯР»
Стартовый уровень
(1-2 года обучения)
Подготовительная группа
Таблица 1.3.1
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего

«Знакомимся с
искусством хореографии»
вводные занятия.
Входной контроль

Теория Практика

2

2

-

1.

Танцевальное искусство,
как вид детского
творчества. Техника
безопасности.

1

-

2.

Хореографический язык

1

-

Гимнастика

опрос

Контрольный урок

34

1.

Теория дисциплины

1

-

2.

Основные задачи
гимнастики

1

-

Элементы партерной
гимнастики
(исполняются на
гимнастических ковриках)

-

Упражнения, укрепляющие
мышцы спины.

-

1.

Формы
аттестации/контроля

9

2

2.

Упражнения, развивающие
подъем стопы.

-

4

3.

Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.

-

2

4.

Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.

-

4

5.

Упражнения, развивающие
подвижность
тазобедренных суставов.

-

2

6.

Упражнения, развивающие
выворотность ног.

-

4

7.

Упражнения, на
растягивание мышц и
связок и развитие
танцевального шага.

-

4

Упражнения на развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов
8.

Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.

-

2

9.

Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.

-

2

19. Упражнения на развитие
поясничного пояса.

-

2

11. Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.

-

4

Ритмика

Контрольный урок

56

Музыкально-ритмические
игры.
1.

Упражнения, игры и метр.

-

6

2.

Упражнения, игры и
фразировка.

-

6

3.

Упражнения, игры и темп.

-

6

4.

Упражнения, игры и
динамика.

-

6

5.

Упражнения, игры и
характер музыкального
произведения.

-

6

10

6.

Упражнения на середине
зала. Маршировка в тем пе
и ритме музыки.

-

6

7.

Упражнения на середине
зала. Шаг на месте, вокруг
себя, вправо, влево.

-

6

8.

Упражнения на середине
зала. Повороты на месте.

-

6

9.

Упражнения на середине
зала. Повороты на месте,
продвижение в углах, с
прыжками.

-

4

-

4

10. Упражнения на середине
зала. Фигурная маршировка
с перестроением.
Танец

Концертное
выступление

52

Ориентационнопространственные
упражнения.
1.

Изучение одноплановых
рисунков и фигур.

-

8

Танцевальные элементы.
1.

Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки.

-

6

2.

Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.

-

6

Постановочная работа.

-

32

4 часа
2,8%

140 часов
97,2%

Всего часов:

144 часа

11

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.

Построенные

по

степени

усложнения,

упражнения

подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и

12

пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный

(репродуктивный)

-

(подробно

объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер

танца

задача

непростая,

поэтому

через

объяснения,

беседы имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
13

работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная колонка, музыкальный центр;
- коврики;
- танцевальный инвентарь (грузы, блоки, для занятий партером –
коврики;
- ноутбук.
По

мере

необходимости

планируется

усовершенствование

материально-технического оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки). Решение подобных вопросов осуществляется совместно с
родителями.
3.3. Финансовое обеспечение программы
Финансирование

программы
14

дополнительного

образования

осуществляется за счет средств, заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В

творческое

объединение

(ТО)

допускаются

обучающиеся

ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности.
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
4. Видеоуроки «Dancehelp», Партер для дошкольников
5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного
танца. – М., 2006
6. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под
ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
7. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
8. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
9. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya15

sovremennaya-horeografiya-1539572.html
10. https://multiurok.ru/files/proghramma-po-khorieoghrafii-na-4-ghodaobuchienii.html
11. https://multiurok.ru/files/rabochaia-uchebnaia-programma-po-predmetuklassich.html
12. https://dshiermish.rzn.muzkult.ru/media/2021/11/22/1305293570/DOOP_
Xoreografiya_podgotovitel_naya_gruppa.pdf

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».