УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАIЦШI
мунициIIАльного оБрАзовАния (город сЕвЕроБдlttкд"lьск>
МУНШШШАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ )rЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(d{EmTP
нАIшоIIАльноЙ культуры
<(БАяр)>
эмхй
УТВЕРЖЩАЮ:
кlЩIК кБаяр>
Принята на заседании
педагогического совета
,/
протокол Л! /
от кlц!>
20
rll
.
Яг.
Бадмацыренова
))
(БАяР)
р4
zo4;,
,r]
ДОШОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБ IЦЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБ IЦЕ РАЗВИВАЮIЦАЯ) ПРОГРАММА
Стулия
танца
(БАЯР)
художественной направленности
Возраст обучаrощихся: 5- б лет
Срок реализации: 2 года
Уровень програ]\{мы: стартовый
Автор - составитель:
Ихисеева Мария Кrапловна
педагог дополнительного
образования
г. Северобайка"цьск 2025
1
МАОУДО (ЦНК
кБаяр>
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
Студия танца «БАЯР»
Ф.И.О. автора, где и кем работает
Ихисеева М.К. - педагог дополнительного
образования МАОУДО «ЦНК «Баяр»
База эксперимента
МАОУДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск
Направленность образовательной
деятельности
Художественная
Цель программы
Тип программы
Цель программы развитие творчества ребенка,
а именно: разнообразных танцевальных умений,
качеств личности средствами музыки и
танцевальных движений.
Модифицированный
Продолжительность обучения
2 года
Возраст учащихся
5 - 6 лет
Форма проведения занятий
Групповая
Режим занятий
2 раза в неделю по 2 часа
Форма организации итоговых
занятий
Контрольный урок, концертное выступление
Количество детей в группах
10 и выше
Дата утверждения: сентябрь 2025 год
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Основные характеристики программа:
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия танца «БАЯР»,
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
проектированию
с
«Методическими
дополнительных
рекомендациями
общеразвивающих
по
программ
(включая разноуровневые программы)».
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования
к организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
2
Актуальность:
Занятия в дошкольных группах, начиная с 5 лет, должны создавать
благоприятные условия для индивидуального подхода к каждому ребёнку,
определять перспективы его развития, но вместе с тем – давать возможность
большему количеству детей включиться в образовательный процесс.
В период с пяти до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается,
движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание
особенно важно в этот возрастной период.
Главный метод в приобщении детей к музыкально-ритмической
деятельности, в формировании красивой осанки, правильных двигательных
навыков, умений координировать движения с музыкой – это «вовлекающий»
образ педагога (определение С. Д. Рудневой). Поэтому очень важно, чтобы
педагог обладал специальными особенностями и умениями, без которых
невозможно приобщать маленьких детей к ритмике.
Главное – развитие у детей музыкально-пластических способностей,
соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием.
Данная
программа
дополнительная
соотносится
с
общеобразовательная
тенденциями
развития
общеразвивающая
дополнительного
образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
способствует:
· созданию необходимых условий для личностного развития учащихся,
позитивной социализации и профессионального самоопределения;
· удовлетворению
индивидуальных
потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном, художественном, нравственном развитии;
· формирование
и
развитие
творческих
способностей
учащихся,
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья учащихся.
Обучение включает в себя следующие предметы:
3
1. Ритмика
2. Гимнастика, партерная гимнастика
3. Детский танец
Направленность программы: художественная
Художественная направленность ориентирована на развитие общей
культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах
искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой
деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное
творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративноприкладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор)
Адресат программы: дошкольники (детский сад).
Возраст 5-6 лет — это старший дошкольный возраст. Он является очень
важным
возрастом
в
развитии
познавательной
сферы
ребенка,
интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом,
когда
в
ребенке
закладываются
многие
личностные
аспекты,
прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. К 5-6-летнему
возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность
структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу
взрослого человека.
Набор
детей
в
объединение
осуществляется
в
установленные
учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации Программы – 2 года
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
4
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Подготовительная группа – 144 часа в год (1 час=30 мин.)
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности:
- групповая
- коллективная
Методы, используемые при работе:
- метод
комбинированных
движений,
переходящих
в
небольшие
учебные этюды;
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения-замедления;
- метод заучивания;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Режим занятий:
подготовительная группа: 2 часа (по 30 мин) х 2 раза в нед. = 4 час в нед.
Продолжительность одного занятия – не более 30 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.
5
1.2.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы: развитие творчества ребенка, а именно: разнообразных
танцевальных умений, качеств личности средствами музыки и танцевальных
движений.
Взаимопроникновение музыки и движения, а также цель данной
программы определили задачи обучения и воспитания детей:
Образовательные задачи:
• Развивать ловкость, точность, координацию движений;
• Развивать гибкость и пластику;
• Обучить детей танцевальным движениям
Воспитательные:
• Воспитывать выносливость, развивать силу;
• Формировать правильную осанку, красивую походку;
• Развивать умения ориентироваться в пространстве;
• Формировать навыки выполнения различных движений в соответствии с
возрастными возможностями;
• Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
Развивающие:
• Развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее
настроение и характер, понимать ее содержание;
• Развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух,
чувство ритма;
• Развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству
танца;
• Развивать музыкальную память.
6
• Развивать творческие способности, потребности самовыражения в
движении под музыку;
• Развивать и тренировать психические процессы (эмоциональность, память,
внимание, воля, мышление, восприятие);
• Развивать нравственно-коммуникативные качества.
Ожидаемые результаты:
Основным
результатом
учебной
деятельности
является
набор
ключевых компетенций учащихся, выражающиеся в знаниях и умениях,
которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения по данной
программе:
Личностные:
- активность,
инициативность,
доброжелательность,
ответственность,
упорство при достижении цели;
- стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
- чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому
общению;
- уважительное отношение к нормам коллективной жизни; художественный
вкус;
- интерес к музыкальному творчеству, хореографии, искусству.
Развиты:
-
партерный
экзерсис:
повышение
гибкости
суставов,
улучшение
пластичности мышц связок, увеличение силы мышц;
- выворотность ног, танцевальный шаг, правильная осанка, постановка
корпуса, четкая координация движений.
Предметные:
Для детей подготовительной группы:
Знания:
- истории и терминологии танца;
7
- единых правила поведения в хореографическом классе и требования к
внешнему виду на занятиях;
- о темпе, ритме.
Умения и навыки:
- выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом
правильное
положение
(формирование
корпуса,
двигательных
ног,
рук,
головы
навыков); движения
в
пространстве
в соответствии
с
музыкальным сопровождением;
- самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации;
- выполнять определённые танцевальные движения;
- партерной гимнастики.
Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.
8
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Студия танца «БАЯР»
Стартовый уровень
(1-2 года обучения)
Подготовительная группа
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
«Знакомимся с
искусством хореографии»
вводные занятия.
Входной контроль
Теория Практика
2
2
-
1.
Танцевальное искусство,
как вид детского
творчества. Техника
безопасности.
1
-
2.
Хореографический язык
1
-
Гимнастика
опрос
Контрольный урок
34
1.
Теория дисциплины
1
-
2.
Основные задачи
гимнастики
1
-
Элементы партерной
гимнастики
(исполняются на
гимнастических ковриках)
-
Упражнения, укрепляющие
мышцы спины.
-
1.
Формы
аттестации/контроля
9
2
2.
Упражнения, развивающие
подъем стопы.
-
4
3.
Упражнения, укрепляющие
мышцы брюшного пресса.
-
2
4.
Упражнения, развивающие
гибкость позвоночника.
-
4
5.
Упражнения, развивающие
подвижность
тазобедренных суставов.
-
2
6.
Упражнения, развивающие
выворотность ног.
-
4
7.
Упражнения, на
растягивание мышц и
связок и развитие
танцевального шага.
-
4
Упражнения на развитие
отдельных групп мышц и
подвижности суставов
8.
Упражнения для развития
шеи и плечевого пояса.
-
2
9.
Упражнения для развития
плечевого сустава и рук.
-
2
19. Упражнения на развитие
поясничного пояса.
-
2
11. Упражнения на развитие
силы мышц и подвижности
суставов ног.
-
4
Ритмика
Контрольный урок
56
Музыкально-ритмические
игры.
1.
Упражнения, игры и метр.
-
6
2.
Упражнения, игры и
фразировка.
-
6
3.
Упражнения, игры и темп.
-
6
4.
Упражнения, игры и
динамика.
-
6
5.
Упражнения, игры и
характер музыкального
произведения.
-
6
10
6.
Упражнения на середине
зала. Маршировка в тем пе
и ритме музыки.
-
6
7.
Упражнения на середине
зала. Шаг на месте, вокруг
себя, вправо, влево.
-
6
8.
Упражнения на середине
зала. Повороты на месте.
-
6
9.
Упражнения на середине
зала. Повороты на месте,
продвижение в углах, с
прыжками.
-
4
-
4
10. Упражнения на середине
зала. Фигурная маршировка
с перестроением.
Танец
Концертное
выступление
52
Ориентационнопространственные
упражнения.
1.
Изучение одноплановых
рисунков и фигур.
-
8
Танцевальные элементы.
1.
Танцевальные шаги, бег,
прыжки, подскоки.
-
6
2.
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства.
-
6
Постановочная работа.
-
32
4 часа
2,8%
140 часов
97,2%
Всего часов:
144 часа
11
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.
Построенные
по
степени
усложнения,
упражнения
подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и
12
пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный
(репродуктивный)
-
(подробно
объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер
танца
задача
непростая,
поэтому
через
объяснения,
беседы имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
13
работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная колонка, музыкальный центр;
- коврики;
- танцевальный инвентарь (грузы, блоки, для занятий партером –
коврики;
- ноутбук.
По
мере
необходимости
планируется
усовершенствование
материально-технического оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки). Решение подобных вопросов осуществляется совместно с
родителями.
3.3. Финансовое обеспечение программы
Финансирование
программы
14
дополнительного
образования
осуществляется за счет средств, заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В
творческое
объединение
(ТО)
допускаются
обучающиеся
ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности.
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
4. Видеоуроки «Dancehelp», Партер для дошкольников
5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного
танца. – М., 2006
6. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под
ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
7. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
8. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
9. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya15
sovremennaya-horeografiya-1539572.html
10. https://multiurok.ru/files/proghramma-po-khorieoghrafii-na-4-ghodaobuchienii.html
11. https://multiurok.ru/files/rabochaia-uchebnaia-programma-po-predmetuklassich.html
12. https://dshiermish.rzn.muzkult.ru/media/2021/11/22/1305293570/DOOP_
Xoreografiya_podgotovitel_naya_gruppa.pdf
16