ДООП Базаржапова (продвинутый уровень)

УПРАВЛЕ[IИЕ ОБРАЗОВАIIИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

мунициlIАльного оБрАзовАния (город сЕвЕроБдЙкдльскr,
МУНИЦИПАЛЪНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЪНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ

(БАЯРD

УТВЕРЖЩАЮ:
(ЦНК <Баяр>

Принята на заседании
педагогического совета
протокол
от  {,' ,_2аlf г

Jюr'

а*9

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБIЦЕРАЗВИВАЮIЦАЯ) ПРОГРАММА

Стулия танца (БАЯР>
художественной направленности

I

t

j'

Возраст обучающихся: 11- 17 лет
Срок реализации: 5 лет
Уровень программы: продвинутый

l,

t

Автор - составитель:
Базаржапова Щулма Мижидовна
педагог дополнительного
образования МАОУДО кЩНК <<Баяр>>

г. Северобайкальск 2025
1

Паспорт программы
Название программы

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
Студия танца «БАЯР»

Ф.И.О. автора, где и кем работает

Базаржапова Д.М. - педагоги дополнительного
образования МАОУДО «ЦНК «Баяр»

База эксперимента

МАОУДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск

Направленность образовательной
деятельности

Художественная

Цель программы

Тип программы

Цель программы развитие учащихся в
процессе изучения основ хореографического
искусства и развитие творческого потенциала
ребенка, создание условий для личностного и
профессионального самоопределения учащихся.
Модифицированный

Продолжительность обучения

5 лет

Возраст учащихся

11 -17 лет

Форма проведения занятий

Групповая

Режим занятий

4 год обучения:
Старшая группа №1 группа – 3 раза в
неделю по 2 часа, 1 раз в неделю 1 час
Старшая группа №2 – 3 раза в неделю по 2
часа, 1 раз в неделю 1 час.

Форма организации итоговых
занятий

Контрольный урок, концертное выступление

Количество детей в группах

10 и выше

Дата утверждения: сентябрь 2025 год.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Основные характеристики программа:
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия танца «БАЯР»,
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
 Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

проектированию

с

«Методическими

дополнительных

рекомендациями

общеразвивающих

по

программ

(включая разноуровневые программы)».
 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические

требования

к организациям

воспитания

и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №2.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

2

Актуальность программы: обусловлена тем, что в настоящее время, особое
внимание уделяется образованию, приобщению детей к здоровому образу
жизни, укрепление психического и физического здоровья.
Обучение включает в себя следующие предметы:
1. Классический танец
2. Современный танец
3. Народный танец
4. Постановочная работа
Направленность программы: художественная
Художественная направленность ориентирована на развитие общей
культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах
искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой
деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное
творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративноприкладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор)
Адресат программы: средний и старший школьный возраст (5-10 классы).
Группы формируются по возрасту и ив зависимости от смен в школе. В
студии танца «БАЯР» 3 смены:
I смена – 0800 – 940;
II смена –1400 – 1540;
III смена –1740 – 1850
III смена –1900 – 2040.
Набор

детей

в

объединение

осуществляется

в

установленные

учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 5 лет
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
3

1 этап – накопление новых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Старшая группа №1 – 252 часов в год (1 час=45 мин.);
Старшая группа №2 – 252 часов в год (1 час=45 мин.)
Итого: 504 часа/год
Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий
Форма обучения: очная.
Методы, используемые при работе:
- метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные
этюды;
- метод расклада, обуславливающийся следующими задачами: проработка
и

закрепление

пройденного

индивидуальности

через

программного

творческое

материала;

самовыражение;

раскрытие
воспитание

художественного вкуса; создание хореографических композиций; выявление
и развитие способностей среди участников, развитие техничности.
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения-замедления;
4

- метод заучивания;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Типы занятий:
- изучение новой информации;
- занятия по формированию новых умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- практическое применение знаний, умений (закрепление);
- комбинированные занятия (теория – практика);
- контрольно-проверочные занятия.
Виды занятий:
- лекционные занятия,
- практические занятия,
- тренировочные занятия,
- занятие-соревнование,
- видеозанятие,
- занятия взаимообучения учащихся,
- занятие – игра
Практические занятия.
Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов
и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития,
воспитания музыкальности, выразительности.
Тренировочные занятия.
Главная задача этого вида урока – подготовка организма к
предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня танцевального
мастерства. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены
на решение задач специально – двигательной подготовки,
совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.
Формы организации деятельности:
- групповая
5

- индивидуальная
- коллективная
Режим занятий:
Младшая группа №1: 2 часа (по 45 мин), х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
Младшая группа №2: 2 часа (по 45 мин), х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.

6

1.2.
Цель

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

программы

развитие

учащихся

в

процессе

изучения

хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка,
создание условий для личностного и профессионального самоопределения
учащихся.
Задачи:
Обучающие:

- изучение танцевальной культуры;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
- формирование необходимых исполнительских знаний, умений и
навыков;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня, гигиена).
Воспитательные:

- формирование духовно-нравственных основ качества личности на
основе традиций разной культуры народов;

- привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и
общения;

- воспитание

внимания,

дисциплинированности,

воли,

самостоятельности;

- воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в
сотрудничестве;
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умений сотрудничать и работать в коллективе;

7

- развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение
передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных
танцев);
- развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
Ожидаемые результаты:
За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний
и умений.
Знания:
- основы постановочной и концертной деятельности;
- различные направления в хореографии;
Умения:
- выполнять классический экзерсис у танцевального станка;
- уметь выполнять классику на середине зала;
- применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и
головы в хореографии;
- выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;
- выполнять комплекс акробатических упражнений;
- применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и
выразительность в хореографических композициях;
- использовать специальную хореографическую терминологию на
занятиях;
Иметь навыки:
- выразительности

и

техники

выполнения

хореографических композициях.
Иметь представление:
- о постановке хореографической композиции.
8

движений

в

Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 год обучения
Старшая группа №1 и №2
«Классический танец»
из них
практ
теория
ика

Разделы, темы
№
1.
2.
2.1

2.2

2.3
2.4
3.
3.1

3.2

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Повторение материала за прошлый год
обучение
Экзерсис у станка
Demi, grand plie
Battement tendu
Battement tendu jete
Rond de jambe par terre en dedans en dehors
Battement frappe
Дубль frappe
Battement fondu
Battement retire (движение, предшествующее
изучению battement developpe)
Grand battement jete
Подготовка тура
Экзерсис на середине зала
Demi, grand plie
Battement tendu
Battement tendu jete
Rond de jambe par terr
1,2,3,4 port de bra

Подготовка тура
Аllegro
temps leve sauté по 1,2,5 поз.
pas echappe
3.4
pas assemble
Всего часов
3.3

9

Всего

1

1

2

-

32

32

-

4

4

-

10

10

-

8

8

-

10

10

-

28

28

-

4

4

-

8

8

-

8

8

-

8

8

1

60

62

«Современный и народный танец»
из них
Всего
№

теория

практ
ика

2

-

2
2

100
2
12

100
2
12

-

10
10

10
10

-

10

10

12

12

2.7

Соединение движений в танцевальные композиции
Разводка танцевальных комбинаций в рисунках,
переходах, образах
Развитие импровизация

-

6

6

2.8

Работа над музыкальностью

-

6

6

2.9

Развитие пластичности

-

8

8

2.10

Синхронность в исполнении

-

10

10

2.11

Выразительность и эмоциональность исполнения

-

6

6

2.12

Позиции ног и рук, постановка корпуса
БУРЯТИЯ, РОССИЯ, МОНГОЛИЯ (ЭТНОС
ЛАБОРАТОРИЯ)
Рассказ о национальной культуре, традициях и
объяснение техники исполнения танцев
Танцевальные комбинации на основе этноса танцев
народов Бурятии
Лирические комбинации на основе этноса танцев
народов Монголии
Лирические комбинации на основе этноса танцев
народов России

-

8

8

1.
1.1
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

2.
2.1
2.2
2.3

Разделы, темы
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Теория дисциплины
Стили современного танца. Их отличительные
особенности.
Экзерсис на середине зала, тренаж
Повторение пройденного материала
Разминочная комбинация (roll, stretching, силовая
нагрузка)
Кросс – перекат из планки, по одному/по парам
Кросс – 3 chine (шене) и колесо
Кросс – отработка движения из постановки
Танцевальная комбинация, повторение медленно

10

2
-

-

2
-

52
12
8
10

54
12
8
10

2.4

Закрепление и доработка комбинаций

-

12

12

2.5

Синхронность исполнения

-

10

10

Постановочная работа

-

34
186

34

Всего часов:

4

190

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.

Построенные

по

степени

усложнения,

упражнения

подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и
пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.

11

Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее
представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к
разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему,
определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и
лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является
развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их
индивидуальности.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный

(репродуктивный)

-

(подробно

объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер

танца

задача

непростая,

поэтому

через

объяснения,

беседы имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
12

техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная колонка, музыкальный центр;
- коврики;
- танцевальный инвентарь (грузы, блоки, для занятий партером –
коврики;
- ноутбук.
По

мере

необходимости

планируется

материально-технического оснащения:
13

усовершенствование

- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки). Решение подобных вопросов осуществляется совместно с
родителями.
3.3. Финансовое обеспечение программы
Финансирование

программы

дополнительного

образования

осуществляется за счет средств, заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В

творческое

объединение

(ТО)

допускаются

обучающиеся

ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности.
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
4. Видеоуроки «Dancehelp», Партер для дошкольников
5. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
6. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного
танца. – М., 2006

14

7. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ,
2002
8. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под
ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
9. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984
10. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
11. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
12. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyasovremennaya-horeografiya-1539572.html
13. https://multiurok.ru/files/proghramma-po-khorieoghrafii-na-4-ghodaobuchienii.html
14. https://multiurok.ru/files/rabochaia-uchebnaia-programma-po-predmetuklassich.html

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».