УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИIIАЛЪНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *ГОРЙСЕВЕРОБАЙКДЛЪСКО
МУНИЦИtIАЛЬНОЕ ЛВТО[IОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗ ОВАНИЯ
(ЦЕНТР НАЦИОНАЛЪНОЙ КУЛЪТУРЫ (БАЯР>
мхи
Принята на заседании
педагогического совета
протокол Nэ
/
от > с,-? 20 i{ г,
УТВЕРЖЩАЮ:
кЩНК кБаяр>
р.а
0J5г
\
t
I
ДОПОЛНИТЕЛЪНАЯ ОБ IIIE ОБРАЗ ОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБ IIIЕРАЗВИВАЮ IЦАЯ) ПРОГРАММА
Студия танца ((БАЯР>
художественной наrтравленности
Возраст обучающихся: 7* l0 лет
Срок реализации: 4 года
Уровень программы: базовый
Автор - составитель:
Базаржапова Щулма Мижидовна
педагог дополнителъного
образования МАОУДО KI{HK <<Баяр>>
г"
Северобайкшьск2025
1,
Паспорт программы
Название программы
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
Студия танца «БАЯР»
Ф.И.О. автора, где и кем работает
Базаржапова Д.М. - педагог дополнительного
образования МАОУДО «ЦНК «Баяр»
База эксперимента
МАОУДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск
Направленность образовательной
деятельности
Художественная
Цель программы
Тип программы
Цель программы развитие творчества ребенка,
а именно: разнообразных танцевальных умений,
качеств личности средствами музыки и
танцевальных движений.
Модифицированный
Продолжительность обучения
4 года
Возраст учащихся
7 - 10 лет
Форма проведения занятий
Групповая
Режим занятий
3 раза в неделю по 2 часа
Форма организации итоговых
занятий
Контрольный урок, концертное выступление
Количество детей в группах
10 и выше
Дата утверждения: сентябрь 2025 год.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.
Основные характеристики программа:
Дополнительная общеобразовательная программа «Студия танца «БАЯР»,
реализуется в соответствии нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (статья 75, пункт 2) «Об
образовании в РФ»
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. N 678-р Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
проектированию
с
«Методическими
дополнительных
рекомендациями
общеразвивающих
по
программ
(включая разноуровневые программы)».
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования
к организациям
воспитания
и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 №2.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
2
Актуальность:
Актуальность заключается в закреплении, углублении и расширении
знаний и навыков хореографии у обучающихся, полученных на первом этапе
общеобразовательной программы студия танца «БАЯР» стартовый уровень, в
понимании и овладении искусством танца, формировании и развитии
навыков творческого самовыражения, общей культуры, формирование
учебной
мотивации.
Программа
реализуется
через
практические
и
теоретические занятия. Она рассчитана на постановку и исполнение
концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей
совершенствования, воспитывает в детях чувство любви и уважения к
народному или современному танцевальному творчеству и к запечатлённым
в танце народным традициям.
Обучение включает в себя следующие предметы:
1. Ритмика
2. Гимнастика, партерная гимнастика
3. Вдохновение и основы классического танца
4. Постановочная работа
Направленность программы: художественная
Художественная направленность ориентирована на развитие общей
культуры обучающихся, художественных способностей в избранных видах
искусства, создание художественных образов, самореализация в творческой
деятельности, формирование коммуникативной культуры (музыкальное
творчество, театральное, хореографическое, изобразительное и декоративноприкладное творчество, эстрадное и цирковое искусство, фольклор)
Адресат программы: младший школьный возраст (1-4 классы).
Группы формируются по возрасту и ив зависимости от смен в школе. В
студии танца «БАЯР» 3 смены:
I смена – 0800 – 940;
II смена –1400 – 1540;
3
III смена –1740 – 1850
III смена –1900 – 2040.
Набор
детей
в
объединение
осуществляется
в
установленные
учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
Срок и объем освоения программы:
Срок реализации программы – 4 года
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
Младшая группа №1 – 216 часов в год (1 час=45 мин.)
Младшая группа №2 – 216 часов в год (1 час=45 мин.)
Итого: 432 ч/год.
Форма обучения: очная
Формы организации деятельности:
- групповая
- коллективная
Методы, используемые при работе:
4
- метод
комбинированных
движений,
переходящих
в
небольшие
учебные этюды;
- метод повторения;
- метод коллективного творчества;
- метод объяснения;
- метод ускорения-замедления;
- метод заучивания;
- метод многократного повторения всевозможных движений.
Типы занятий:
- изучение новой информации;
- занятия по формированию новых умений;
- обобщение и систематизация изученного;
- практическое применение знаний, умений (закрепление);
- комбинированные занятия (теория – практика);
- контрольно-проверочные занятия.
Виды занятий:
- лекционные занятия,
- практические занятия,
- тренировочные занятия,
- занятие-соревнование,
- видеозанятие,
- занятия взаимообучения учащихся,
- занятие – игра
Практические занятия.
Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов
и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития,
воспитания музыкальности, выразительности.
Тренировочные занятия.
5
Главная задача этого вида урока – подготовка организма к
предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня танцевального
мастерства. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены
на решение задач специально – двигательной подготовки,
совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений.
Формы организации деятельности:
- групповая
- индивидуальная
- коллективная
Режим занятий:
Младшая группа №1: 2 часа (по 45 мин), х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
Младшая группа №2: 2 часа (по 45 мин), х 3 раза в нед. = 6 час в нед.
Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.
6
1.2.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Цель программы: развитие творчества ребенка, а именно: разнообразных
танцевальных умений, качеств личности средствами музыки и танцевальных
движений. Данная программа направлена на совершенствование творческого
самовыражения, реализацию знаний и умений в широких масштабах
(концерты, фестивали, конкурсы).
Задачи программы:
Предметные:
- совершенствовать исполнительские навыки;
- совершенствовать выразительное и техничное исполнение движений;
- совершенствовать навыки исполнения экзерсиса у станка и на середине;
- совершенствовать навыки ансамблевого исполнительства;
- совершенствовать навыки публичного выступления, умения держаться на
сцене;
- продолжать анализировать свою работу на занятии и в концертном
выступлении.
Метапредметные:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие музыкальных способностей: музыкальный слух, музыкальную
память, мышление, чувство ритма;
- развитие координации, гибкости, пластики, растяжки;
- укрепление различных групп мышц, развитие всех систем организма
(дыхательной, сердечно-сосудистой, и др.)
Личностные:
- воспитание трудолюбия и дисциплинированности;
- формирование навыка самостоятельной работы над танцевальным номером;
7
- формирование художественного музыкального вкуса, развитие интереса к
исполнению народных танцев и посещению концертов;
- воспитание культуры общения в творческом коллективе;
- воспитание чувства ответственности перед самим собой и коллективом.
- формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
Ожидаемые результаты:
Основным
результатом
учебной
деятельности
является
набор
ключевых компетенций учащихся, выражающиеся в знаниях и умениях,
которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения по данной
программе:
Личностные:
- активность,
инициативность,
доброжелательность,
ответственность,
упорство при достижении цели;
- стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
- чувство коллективизма, способность к продуктивному творческому
общению;
- уважительное отношение к нормам коллективной жизни; художественный
вкус;
- интерес к музыкальному творчеству, хореографии, искусству.
Развиты:
-
партерный
экзерсис:
повышение
гибкости
суставов,
улучшение
пластичности мышц связок, увеличение силы мышц;
- выворотность ног, танцевальный шаг, правильная осанка, постановка
корпуса, четкая координация движений.
Умения и навыки:
- выполнять движения одновременно с показом педагога, сохраняя при этом
правильное
положение
(формирование
корпуса,
двигательных
ног,
рук,
головы
навыков); движения
музыкальным сопровождением;
8
в
пространстве
в соответствии
с
- самостоятельно отрабатывать отдельные движения и комбинации;
- выполнять определённые танцевальные движения;
- партерной гимнастики
Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.
9
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Базовый уровень
(1-2 года обучения)
Младшие группы №1 и №2
Таблица 1.3.1
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации/
контроля
1.
Входной контроль. Техника
безопасности
2
2
-
опрос
2.
Ритмика
18
3
15
Характер музыки
Средства музыкальной
выразительности
Контрольный
урок
1
5
Музыкальные размеры
1
5
Музыкальная форма
1
5
2
50
1
10
Позиции рук – 1,2,3,
подготовительная
-
10
Позиции ног – 6,1,2
-
6
releve
1
8
demi-plie
-
8
Releve, demi-plie
-
8
2
36
4.
Вдохновение классического
танца
52
Положение корпуса в
классическом танце
5.
Танцевальные элементы
38
Изучение одноплановых и
многоплановых рисунков и
фигур: линейных-плоскостных
(шеренга,колонна), объемных
(круг, «цепочка»)
Контрольный
урок
Контрольный
урок
1
10
10
Танцевальные шаги и ходы
8
Сценический шаг
8
1
Реверанс для девочек и поклон
для мальчиков на 2/4
Танцевальные этюды с
элементами актерского
мастерства
6.
7.
Партерная гимнастика
4
6
52
52
Работа со стопами
-
8
Растяжка
-
14
Работа со спиной
-
12
Упражнения на закачку пресса
-
10
Элементы акробатики
-
8
Постановочна работа
Всего часов:
54
-
54
216 часов
9 часов
4,1%
207 часов
95,9%
11
Контрольный
урок
Концертное
выступление,
выездные
конкурсы,
фестивали
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.
Построенные
по
степени
усложнения,
упражнения
подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и
пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
12
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее
представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к
разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему,
определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и
лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является
развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их
индивидуальности.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный
(репродуктивный)
-
(подробно
объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер
танца
задача
непростая,
поэтому
через
объяснения,
беседы имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
13
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная колонка, музыкальный центр;
- коврики;
- танцевальный инвентарь (грузы, блоки, для занятий партером –
коврики;
- ноутбук.
По
мере
необходимости
планируется
усовершенствование
материально-технического оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки). Решение подобных вопросов осуществляется совместно с
14
родителями.
3.3. Финансовое обеспечение программы
Финансирование
программы
дополнительного
образования
осуществляется за счет средств, заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В
творческое
объединение
(ТО)
допускаются
обучающиеся
ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности.
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Зарецкая Н., Роот З., Танцы в детском саду. – М.: Айрис-пресс, 2006. –
112 с.
4. Видеоуроки «Dancehelp», Партер для дошкольников
5. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
6. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного
танца. – М., 2006
7. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ,
2002
8. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
15
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под
ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
9. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984
10. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
11. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
12. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyasovremennaya-horeografiya-1539572.html
13. https://multiurok.ru/files/proghramma-po-khorieoghrafii-na-4-ghodaobuchienii.html
14. https://multiurok.ru/files/rabochaia-uchebnaia-programma-po-predmetuklassich.html
16