Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основании федерального закона от 29.2012г. № 273 – РФ « Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Паспорт программы Наименование скорректированной учебной программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Шахматы» Ф.И.О. автора, где и с кем работал Бадмацыренов Д.Б. педагог дополнительного образования МАОУДО "ЦНК "Баяр" База эксперимента МАОУДО "ЦНК "Баяр" Рецензенты Методист МАОУДО "ЦНК "Баяр" Образовательная область Дополнительное образование Цель и содержание обучение Приобретение обучающимися компетенций по игре шахматы, формирование опыта самостоятельного общественного действия, положительного отношения к базовым общественным ценностям. Срок освоения, периодичность 1 года обучения. Возраст обучающегося 6– 17 лет. Наполняемость групп Зависит от технической оснащенности Пояснительная записка Актуальность и педагогическая целесообразность. Большой популярностью в нашей стране пользуются шахматы. Эта мудрая игра прочно вошла в наш быт. Как интеллектуальный спорт шахматы стали признанной частью общечеловеческой культуры. Значительна роль шахмат и в эстетическом воспитании. Впечатляющая красота комбинаций, этюдов и концовок доставляют истинное творческое наслаждение, не оставляя равнодушными даже людей, малознакомых с шахматами. Правила игры в шахматы довольно сложные, но вполне доступны. Научиться хорошо играть в шахматы - дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины. Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шахматы. Известно, что во многих школах введено преподавание шахмат, как более популярного вида спорта. Уверенно можно сказать, что преподавание шахмат в школе можно смело вводить, как альтернативное. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шахматам в учреждениях дополнительного образования - дворцах творчества, детских спортивных школах, клубах и т.д. Шахматы, как и любой вид человеческой деятельности, находятся в постоянном развитии. Появляются новые идеи, часто опровергаются устоявшиеся Каноны. В шахматную теорию и практику уверенно вошли компьютерные технологии, которые значительно расширяют аналитические возможности и играют большую роль в подготовке спортсменов высокого класса. Следует отметить, что в образовательных учреждениях города и области занятия шахматами носят разовый характер. Это эпизодические турниры в классах, соревнования в школах, в летних оздоровительных лагерях, соревнования в колледжах и техникумах. Систематические занятия могут быть организованы только в кружках секциях или объединениях. Для планомерной и последовательной работы с детьми по основам шахматного искусства просто необходима программа занятий. Отличительной особенностью данной программы является больший акцент на начальную подготовку детей, в основном младшего возраста, начинающих с «нуля», более общее изложение основных положений без излишней детализации. Программа объединения «шахматы» создана в соответствии с теоретическими знаниями. игровой практикой, педагогическим, тренерским опытом работы автора с детьми. Программа относится к физкультурно-спортивной направленности. Адресат программы. В кружке работа ведется с детьми от 6 лет. В младшем школьном возрасте продолжает совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы; произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленным; у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результаты деятельности. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. Обучение в кружке начинается с 7 - 10 лет. В этом возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, т.к. память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становится сознательно регулируемой. В кружке каждый ребенок может реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть богатство своих умений. На занятиях кружка «Шахматный» для ребенка создаются все условия, чтобы у него появилась заинтересованность и он мог почувствовать уверенность в своих силах. Создаются необходимые условия для интеллектуального и коммуникативного развития. У детей в возрасте 10 13 лет происходит перестройка памяти, активно развивается логическая память, способность ко многим видам обучения, активизируются любознательность, желание продемонстрировать свои способности. В возрасте 14-16 лет ребенок стремится мыслить независимо и самостоятельно, принимать лишь то, что ему кажется интересным и полезным. Это стимулирует его к выходу за пределы обычной школьной программы в развитии своих знаний, умений и навыков. Срок реализации программы 3 года: 1год - 144 часа+ 8 часов резерв (2 раза в неделю по 2 часа). 2 год – 192 часов + 12 часов резерв (2 раза в неделю по 3 часа). 3 год – 216 часов + 12 часов резерв (2 раза в неделю по 3 часа) . Резервные часы могут быть использованы педагогом в любом разделе учебно-тематического плана для закрепления изученного материала. 2. Цель и задачи программы: Цель программы: • Раскрытие умственного и волевого потенциала личности обучающихся средством углубленного обучения игре в шахматы. Задачи: Обучающие: • Обучение основам шахматной игры; • Обучение комбинациям, теории и практике шахматной игры. Воспитательные: • Воспитание отношения к шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма; • Выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике. Развивающие: • развитие стремления детей к самостоятельности; • Развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; Формы и методы проведения занятий: При проведении занятий используется групповая и индивидуальная форма работы. Проводятся теоретически и практические занятия. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Используются следующие методы проведения занятий: словесные методы, наглядные методы, практические. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания. Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий. Эти методы помогают создать у учащихся конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: 1. Метод упражнений; 2.Игровой метод; 3.Соревновательный; 4.Метод круговой тренировки. Планируемые результаты: После I учебного года: Учащиеся должны знать: историю возникновения шахмат; расположение и определение горизонтальных и вертикальных линий на шахматной доске; названия фигур и их свойства (как ходит каждая фигура), обозначение фигур; что такое шах и что такое мат. Учащиеся должны уметь: ходить разными фигурами; проводить игру пешками без короля; проводить игру короля против пешек и игру короля против короля; использовать при игре различные приёмы: двойные удары, вскрытые удары, рокировка. После II учебного года: Учащиеся должны знать: различные тактические приемы игры; владеть комбинационными навыками игры; технику пешечного эндшпиля; дебюты (начальные сведения об открытых, полуоткрытых началах, закрытых дебютах); основы стратегии. Учащиеся должны уметь: при игре использовать: тактические приемы (заграждение, отвлечение и т.п.); применять различные дебюты, (мин. по два за каждую сторону); использовать стратегические приемы. После III учебного года: Учащиеся должны знать: пешечные конфигурации; роль центра в шахматной партии; типовые позиции миттельшпиля; типовые позиции эндшпиля; современную литературу по шахматам; Учащиеся должны уметь: Применять на практике стратегические приёмы; владеть техникой расчёта ходов; решать задачи (тесты и этюды). Контроль за реализацией программы. Виды диагностики: текущая, промежуточная, итоговая. Текущая диагностика результатов проводится в виде теоретических и практических контрольных занятий, а также соревнований на протяжении всего курса обучения. Промежуточная аттестация проводится по окончании 1-го и 2-го года обучения, итоговая по окончании 3-го года обучения. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации: контрольная работа, которая направлена на оценку теоретических и практических знаний. Критерии оценки результатов: • Высокий уровень - ученик самостоятельно и правильно справился с заданием; • Средний уровень - для правильного выполнения задания ученику требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога; • Низкий уровень - ученик не выполнил задание даже после подсказки педагога. Учебно-тематический план 1-й год обучения Общее Наименование разделов и тем кол-во Теория Практика часов 1. Исторический обзор развития шахмат 16 10 6 1 1 2 1 1 XVI-XVII веков. Ранняя итальянская школа. 4 Шахматы как придворная игра. 3 1 2 2 3 1 16 12 4 2.1 Правила игры. 10 6 4 2.2 Шахматная нотация и термины. 2 2 2.3 Рейтинг ЭЛО. 2 2 2 2 46 28 1.1 Происхождение шахмат. Чатуранга и 2 шатрандж. Распространение шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. 1.2 Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью 1.3 Испанские и итальянские шахматисты 1.4 Выдающиеся мастера прошлого (от Морфи до Алехина). Советская школа 4 шахмат. 1.5 Современные российские и 4 зарубежные шахматисты. 2. Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация ФИДЕ. 2.4 Международная федерация ФИДЕ. 3. Теоретическая подготовка Первоначальные понятия. _ шахматная 18 3.1 Физическая культура и спорт в 4 России. 4 - Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. 8 Наименование полей. 6 2 3.3 Фигуры и пешки. Начальная позиция. 2 1 1 3.4 Как ходят фигуры. Ладья. Взятие. 8 6 2 3.5 Слон. Полная и краткая нотация. 4 3 1 3.6 Король. Шах. Мат. 6 2 4 3.7 Ферзь. Конь. 6 3 3 3.8 Пешки. 6 2 4 2 1 1 46 18 28 4.1 Дебют. 12 8 4 4.2 Миттельшпиль. 12 4 8 4.3 Эндшпиль. 12 4 8 10 2 8 5. Турниры. Анализ партий. 20 6 14 5.1 Анализ партий и типовых позиций 11 3 8 5.2 Турниры. Анализ партий. 9 3 6 ИТОГО за год: 144 74 70 3.2 Первоначальные сведения. 3.9 Рокировка. 4. Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований. 4.4 Судейство на соревнованиях. Учебно-тематический план 2-й год обучения Общее кол-во Наименование разделов и тем часов Теория Практика 1. Формирование навыков игры. 1.1 Приемы заграждений. 1.2 Приемы отрезания полей. 1.3 Приемы стеснения положения. 1.4 Приемы перегрузки по защите пунктов. 1.5 Приемы связки. 1.6 Приемы выигрыша темпа (по времени) 2. Формирование комбинационных навыков. 16 4 2 2 2 2 4 8 2 1 1 1 1 2 8 2 1 1 1 1 2 24 12 12 2.1 Ладья 2.2 Слон. 2.3 Ферзь 2.4 Конь 2.5 Пешка. 2.6 Король 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 3. Изучение техники пешечного 44 12 32 эндшпиля. 3.1 Оппозиция. 3.2 Поля соответствия. 3.3 Правило квадрата. 3.4 Отдаленная проходная пешка. 3.5 Игра на поле. 3.6 Отталкивание «плечом». 3.7 Прорыв. 3.8 Пространство. 3.9 Ферзь против пешки. 3.10 Ладья и пешка против ладьи 4. Изучение дебютов. 4.1 Открытые начала: а) итальянская партия б) защита двух коней, дебют слона. 4 4 4 4 4 4 4 4 6 6 52 28 4 4 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 26 14 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 26 14 2 2 в) дебют четырех коней, латышский гамбит 4 г) венская партия, центральный дебют. 4 д) королевский гамбит, русская партия (з. 4 2 2 2 2 2 2 е) испанская партия (партия Р.Лопеса) 4.2Полуоткрытые начала: а) сицилианская защита. б) защита Филидора. в) французская защита. 4.3 Закрытые дебюты. а) ферзевый гамбит. б) староиндийская защита. в) защита Нимцовича. 5. Изучение основ стратегии. 5.1 Пешечные слабости. 5.2 Сдвоенные пешки. 5.3 Отсталая пещка на полуоткрытой линии. 5.4 Проходная пешка. 5.5 Слабые поля в лагере противника. 5.6 Использование открытых и полуоткрытых линий 5.7 Борьба за открытую линию. 5.8 Форпост на открытой и полуоткрытой линии. 5.9 Слабость комплекса полей. 5.10 Атака на короля. 6. Турниры. Подведение итогов обучения. 6.1 Турниры по круговой системе с записью партий 6.2 Подведение итогов обучения. ИТОГО за год: 4 12 4 4 4 12 4 4 4 44 4 4 4 2 6 2 2 2 6 2 2 2 22 2 2 2 6 2 2 2 6 2 2 2 22 2 2 2 2 4 4 4 2 2 2 2 2 2 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 36 6 30 Петрова). 6 6 192 6 6 86 106 Учебно-тематический план 3-й год обучения Общее Теория Наименование разделов и тем кол-во часов. 1. Анализ пешечной конфигурации и 24 6 составление плана игры 1.1 Пешечная структура и положение в ней 4 1 фигур. 1.2 «Хорошие» и «плохие» слоны. 4 1 1.3 Слон сильнее коня. 4 1 1.4 Конь сильнее слона. 4 1 1.5 Разноцветные слоны в миттельшпиле. 4 1 1.6 Выключение фигур соперника из игры. 4 1 2. Поиск матовых комбинаций. 45 9 2.1 Две ладьи. 5 1 2.2 Ладья и слон. . 5 1 2.3 Ладья и конь. 5 1 2.4 Два слона. 5 1 2.5 Два коня. 5 1 2.6 Слон и конь. 5 1 2.7 Ферзь и слон. 5 1 2.8 Ферзь и конь. 5 1 2.9 Три фигуры. 5 1 3. Решение проблем центра. 20 10 3.1 Борьба за создание пешечного центра. 4 2 3.2 Подрыв пешечного центра. 4 2 3.3 Фигуры против пешечного центра. 4 2 3.4 Фигурно-пешечный центр. 4 2 3.5 Роль центра при фланговых операциях. 4 2 4. Тренировка техники расчета, 30 15 4.1 Отбор целесообразных продолжений 6 3 (ходов кадидатов). 4.2 Длинный вариант при большом 6 3 количестве ходов кандидатов. 4.3 Сеть коротких вариантов при большом 6 3 количестве ходов кандидатов. 4.4 Анализ обучающимися предложенной 6 3 позиции, нахождение выигрыша. Практика 18 3 3 3 3 3 3 36 4 4 4 4 4 4 4 4 4 10 2 2 2 2 2 15 3 3 3 3 4.5 Анализ обучающимися предложенной позиции и доказательство в игре с сеансером. 5. Анализ типичных положений. 5.1 Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге. 5.2 Использование пешечного перевеса в центре. 6 3 3 38 19 4 19 4 2 1 1 5.3 Борьба с пешечным перевесом на фланге. 2 1 1 2 1 1 5.5 Атака базы, приводящая к разрушению 2 пешечной цепи. 5.6 Качественное пешечное превосходство. 2 5.7 Ограничение подвижности пешек, их 2 блокада. 1 1 1 1 1 1 5.8 Пешечная пара «сЗ+с4». 2 1 1 5.9 Пешечная пара «сЗ+с4» с активностью фигур на королевском фланге. 2 1 1 5.10 Изолированная пешка в центре доски. 2 1 1 5.11 План игры против изолированной пешки в центре доски. 5.12 План игры с изолированной пешкой и прорывом «d4 - d5». 5.13 План игры с атакой на королевском фланге. 2 1 1 2 1 1 2 1 1 5.14 «Висячие» пешки и их минусы. 2 2 2 5.15 План игры против «висячих) пешек. 2 1 1 5.16 План игры с «висячими» пешками. 2 1 1 5.4 Пешечная цепь. 6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе. 6.1 Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. 6.2 Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы. 7. Турниры. Подведение итогов обучения. 8 20 14 6 10 8 8 10 6 4 39 4 35 7.1 Квалификационный турнир по круговой системе с записью п. 35 7.2 Подведение итогов обучения. ИТОГО за год: 4 216 77 139 Содержание программы 1 год обучения. 1.Исторический обзор развития шахмат……………………16 часов. Теоретический компонент: Происхождение шахмат. Чатуранга и шатрандж. Распространене шахмат на Востоке, проникновение шахмат в Европу. Реформа шахмат. Шахматные трактаты. Запрет шахмат церковью. Испанские и итальянские шахматисты. Выдающиеся мастера прошлого. Советская школа шахмат. Современные российские и зарубежные шахматисты. 2.Шахматный кодекс. Международная шахматная федерация ФИДЕ………………………………………………………… 16 часов. Теоретический компонент: Правила игры. Шахматная нотация и термины. Рейтинг ЭЛО. Международная шахматная федерация ФИДЕ. 3.Теоретическая подготовка. Первоначальные понятия…46 часов. Теоретический компонент: Физическая культура и спорт в России. Первоначальные сведения. Шахматная доска. Горизонтали и вертикали. Наименование полей. Практический компонент: Фигуры и пешки. Начальная позиция. Как ходят фигуры, ладья, взятие. Слон, полная и краткая нотация. Король, шах, мат. Ферзь, конь. Пешки. Рокировка. 4.Практическая подготовка. Судейство и организация соревнований …………………………………………………46 часов. Теоретический компонент: Судейство на соревнованиях.. Практический компонент: Дебют. Миттельшпиль. Эндшпиль. 5.Турниры. Анализ партий…………………………………….20 часов. Практический компонент: Анализ партий и типовых позиций. Турниры, анализ партий. Содержание программы 2 год обучения. 1.Формирование навыков игры………………………..16 часов. Теоретический компонент: Приёмы заграждений. Приёмы отрезания полей. Приёмы стеснения положения. Практический компонент: Приёмы перегрузки по защите пунктов. Приёмы связки. Приёмы выигрыша темпа. 2.Формирование комбинационных навыков………..24 часа. Практический компонент: Ладья. Слон. Ферзь. Конь Пешка. Король. 3.Изучение техники пешечного эндшпиля…………….44 часа. Теоретический компонент: Оппозиция. Поля соответствия. Правило квадрата. Отдалённая проходная пешка. Практический компонент: Игра на поле. Отталкивание «плечом». Прорыв. Пространство. Ферзь потив пешки. Ладья и пешка против ладьи. 4.Изучение дебютов……………………………………… 52 часа. Теоретический компонент: Открытые начала. Полуоткрытые начала. Практический компонент: Закрытые дебюты. 5.Изучение основ стратегии………………………………….44 часа. Теоретический компонент: Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии. Проходная пешка. Практический компонент: Использование открытых и полуоткрытых линий. Борьба за открытую линию. Форпост на открытой и полуоткрытой линии. Атака на короля. 6.Турниры. Подведение итогов обучения………………36 часов. Практический компонент: Турниры по круговой системе с записью партий. Подведение итогов обучения. Содержание программы 3 год обучения. 1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры...24 часа. Теоретический компонент: Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона. Практический компонент: Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из игры. 2. Поиск матовых комбинаций………………………………………45 часов. Практический компонент: Де ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь. Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры. 3.Решение проблем центра…………………………………………….20 часов. Теоретический компонент: Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры против пешечного центра. Практический компонент: Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях. 4.Тренировка техники расчёта………………………………………30 часов. Теоретический компонент: Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом количестве ходов кандидатов.анализ обучающимися предложенной позиции. Нахождение выигрыша. Практический компонент: Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов. 5.Анализ типичных положений…………………………………….38 часов. Теоретический компонент: Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь. Практический компонент: Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра с атакой на королевском фланге. 6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической работе……………………………………………………………….20 часов. Теоретический компонент: Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением шахматной литературы. 7. Турниры. Подведение итогов обучения………………………….39 часов. Теоретический компонент: Подведение итогов обучения. Практический компонент: Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий. Условия реализации программы Обучение проходит в отдельном кабинете, соответствующем нормам САНПИН, оборудованным всем необходимым для работы: столы, стулья, шахматные доски, шахматы, методическая литература. Работу по программе осуществляет педагог дополнительного образования с высшим педагогическим образованием физкультурноспортивной направленности, обладающим знаниями и навыками обучения игре в настольный теннис. Список литературы 1.Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год. 2.В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996. 3.Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986. 4.Эстрин Я.Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС, 1982. 5.Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, 1982. 6.А.Н.Костьев. Уроки шахмат. ФиС,1984. 7.Х.Р.Капабланка. Учебник шахматной игры. ФиС, 1980. 8.А.А.Алехин. Триста избранных партий. ФиС, 1989. 9.А.В.Котов. Как стать гроссмейстером. ФиС, 1984. 10.О.В.Чеботарев. Уроки шахматной стратегии. Воениздат, 1981. 11.Д.И.Бронштейн. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, 1980. 12. Энциклопедия шахматных миттельшпилей. Белград, 1980. 13.А.Н.Ройзман.400 миниатюр. Берлин,1980. 14. Малая дебютная энциклопедия. ФиС, 1985. 15.М.М.Ботвинник. Аналитические и критические работы (1-4 том). ФиС, 1986. 16.М.И.Дворецкий. Искусство анализа. Прогресс, 1992. 17. Л.Портиш, Б.Шаркози. 600 окончаний. ФиС, 1979. 18. Энциклопедия шах матных окончаний. Белград,1980. 19.Ю.Л.Авербах. Шахматные окончания. ФиС, 1981. 20. М.И.Шерешевский. Стратегия эндшпиля. ФиС, 1988. Список литературы для учащихся. 1.Иващенко «Учебник шахматных комбинаций» 2.Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986. 3.В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996. 4.Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год. Список компьютерных программ для педагога. 1.Динозавры учат шахматам. 2.Шахматная тактика для начинающих. 3.Шахматная школа для начинающих. 4.Шахматы в сказках. 5.Энциклопедия комбинаций. 6.Свисс –жеребьевка.