Паспорт программы. Наименование учебной программы Ф.И.О, где и кем работает Дополнительная общеобразовательная программа: «Музыкально-эстетическое воспитание и вокальнотехническое развитие детей на традициях бурятской народной и эстрадной песни» Мальцева Елена Майоровна Северобайкальское муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр национальной культуры «Баяр»г. Северобайкальск. Педагог по вокалу. Концертмейстер. Рецензенты Образовательная область Цели и содержание обучения Дополнительное образование Всестороннее развитие неповторимой личности ребёнка. Курс на гуманизацию воспитательно – музыкальной работы с детьми. Срок освоения, периодичность 5 лет Возраст обучающихся 6 -17лет Наполняемость групп 11 Дата утверждения сентябрь 2023г. Образовательная программа «БАЯР – ЭТО РАДОСТЬ» Состав детской группы – переменный (каждый ребенок, в зависимости от прохождения программы, может переходить из одной подгруппы в другую) Особенности набора детей Программа предусматривает свободный набор детей. Обучение по программе не обязательно должно начинаться с 1-го года, все зависит от результата диагностики стартовых способностей детей (если стартовые умения и навыки соответствуют уровню 2го или 3-го года обучения, - значит заниматься нужно, начиная с этого уровня). Если в группу приходят ребята 16-17 лет, то их принимают только в случае уже сформированных начальных вокальных навыков, т.к. программа рассчитана на 4 года. Исключением может быть: -стремление подростков более к коммуникативному творческому общению, нежели к достижению высоких результатов; -диагностика, определяющая скрытый большой творческий потенциал; -просьба работников ПДН УВД или педагогов школы (если преследуется цель отвлечь подростка от дурного влияния). Количество обучающихся в группе по годам обучения 1-й год обучения – 10 – 15 человек 2-й и последующие года обучения – 8 -11 человек Режим занятий Режим занятий определяется с учетом индивидуальных особенностей детей, а также их занятости в других сферах деятельности. Общее количество часов в год: Первый год – 144 часа в год, второй и последующие – 216 часов. Количество часов и занятий в неделю: 1-й год обучения – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа) 2-й и последующие года обучения – 6 часов в неделю (2 занятия по 3 часа) Сроки реализации программы, обоснование долгосрочности Программа рассчитана на 4 года обучения и построена по принципу ступеней (от простого - к сложному). При успешном освоении программы за 4 года, дети приобретают необходимый багаж знаний, умений и навыков для самосовершенствования в вокальном творчестве. После четвертого года обучения работа с детьми направлена на их самореализацию в вокальном творчестве (участие в мероприятиях, конкурсах, фестивалях и т.д) Срок четыре года, как уже показала практика, позволяет выйти на определенный уровень взаимодействия педагога с детьми, при котором работа выстраивается по четкому алгоритму: -для одаренных детей – подготовка к конкурсам и фестивалям различного уровня. -для детей со средним уровнем музыкальных способностей – совершенствование на муниципальном уровне и подготовка к областным конкурсам, при условии, что обучающийся достиг чистого интонировании; -для детей с низким уровнем музыкальных способностей – работа над чистотой интонирования в максимально адаптированных под вокальный диапазон песнях, а также участие во внутриучрежденческих конкурсах «Ребята с нашего двора»: «Новогодний карнавал»», «День Святого Валентина» «Конкурс бурятских песен » в рамках празднования Дня Бурятского Языка и Сагаалгагана, «Фестиваль военной и патриотической песни», «Последний звонок». Проведении этих конкурсов было специально запланировано целях предоставления всем участникам вокальной группы возможности попробовать свои силы на сцене, научиться самокритично относиться к своим вокальным способностям, переживать успех и неудачу, стремиться к совершенствованию и т.д. (Приложение 2). Прогнозируемый результат и способы его проверки. Требования к знаниям, умениям, критерии их оценки. По истечении 1-го года обучения обучающиеся: - овладеют понятиями и умениями элементарного применения на практике громкостной динамики и нижнереберно -диафрагмального дыхания; - будут иметь представление о правильной установке корпуса при пении; - будут уметь исполнять несложные по тесситуре и гармонии песни с сохранением мелодического строя (сольно и в унисон в составе вокальной группы); - будут владеть некоторыми элементами танцевальной и сценической культуры; - будут стремиться идти на коммуникативные контакты со взрослыми и со сверстниками, на уровне творческого взаимодействия; - смогут различать несложные ритмические рисунки; - будут знать и уметь выполнять элементарные артикуляционные упражнения; - владеть элементарной техникой интонирования и слышать грубые ошибки в интонировании; - получат навыки раскрепощения во время вокальных и танцевальных упражнений. По истечении 2-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями: -владеть основами громкостной динамики и элементами техники нижнеребернодиафрагмального дыхания; -уметь работать над организацией дыхания, связанного с ощущением опоры; - уметь чисто интонировать в элементарном двухголосии; - знать основы правильного звукоизвлечения и звуковедения; - уметь соединять элементарные движения с песней; - без затруднений устанавливать творческие контакты со сверстниками; - уметь работать с микрофоном; - приобретут положительный социальный опыт творческой деятельности. После окончания 3-го года обучения дети приобретают следующие знания и умения: - пение на опоре; - изучение процесса дыхания при пении; - чистое устойчивое интонирование и владение голосом в простой тесситуре песен; - основы вокальной дикции; -владение элементами вокальной и танцевальной импровизации в рамках исполняемой песни; - мягкая атака и опережающее слышание; - разноплановое исполнение песен; - знание об особенностях эстрадного вокала в музыкальном театре; - станут серьезнее относиться к подбору песенного репертуара. По истечении 4-го года обучения дети должны овладеть следующими знаниями и умениями: - чисто интонировать в сходящемся и расходящемся двухголосии; - чисто интонировать в простом трехголосии; - владеть основными техниками расширения диапазона голоса; -выравнивать звучность голоса на всем диапазоне; -сохранять правильное звуковедение при небольших танцевальных нагрузках; - сохранять чистоту интонирования при исполнении «аккапелла»; - иметь понятие о сценической культуре в музыкальном театре; - устанавливать контакт со зрителем во время исполнения песни; - представлять основные аспекты музыкальной культуры. Четвертый и последующие года обучения направлены на развитие в детях навыков свободного творчества, поэтому они должны знать и уметь: - подбирать репертуар совместно с педагогом, в соответствии со своими способностями и особенностями; -уметь сглаживать «переходные ноты»; -уметь развивать подвижность голоса с помощью упражнений; -знать особенности записи песен на студии; - самостоятельно работать над своими ошибками; - совместно с педагогом работать над танцевальным сопровождением песен; - владеть навыками творческой импровизации - стремиться к самовыражению на сцене. Проверка прогнозируемого результата: 1.Подведение итогов внутриучрежденческого «Конкурса бурятских песен»»: в критерии оценки жюри включается ряд требований по освоению программы (Приложение 3.1.). 2.Отслеживание результата прохождения программы в индивидуальных картах и маршрутах вокалистов (Приложение 3.2.). 3.Итоговый мониторинг освоения программы (Приложение 3.3.). Формы подведения итогов реализации программы: фестиваль, конкурс, отчет по результатам мониторинга, опрос, контрольное занятие, открытое занятие для родителей, концерт, коллективная рефлексия, отзыв, коллективный анализ выступлений, самоанализ. Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Мониторинг результативности программы Теоретической основой мониторинга является ориентация на создание условий для раскрытия, реализации и развития потенциала личности (научные работы А.В. Мудрика, Б.В. Куприянова Л.И. Новиковой, М.И. Рожкова, Р.Х. Шакурова Т.И. Шамовой и других). Внутриучрежденческий «Конкурс бурятских песен» - создает условия для систематического мониторинга прохождения программы каждым обучающимся. В протоколах прохождение программы отражается в виде оценок жюри. После каждого этапа конкурса подводятся итоги и определяются основные задачи, над которыми будет работать педагог с детьми. Задачи, соответственно, отражаются в требованиях к вокалистам на следующем этапе конкурса. Например, это может быть дикция и артикуляция на 1-м этапе конкурса, и правильное дыхание – на втором. Безусловно, на всех этапах главной является чистота интонирования, но оцениваются также и этапы прохождения программы. «Творческий дневник» ведется в течение года и является основой диагностических данных. В начале дневника дается творческая характеристика каждого участника группы, где отражены и достоинства и недостатки, а также намечены основные цели работы с каждым обучающимся на начало года. В конце учебного года подводятся итоги этой индивидуальной работы, а также фиксируется, сколько ребят покинуло группу, когда и в связи с чем. Так как запись в студию проводится круглогодично, то педагог фиксирует также и количество «новичков» и особенности их адаптации (какие методики применялись и с каким результатом). Концертная деятельность отмечается и в количественном, и в качественном варианте, указываются ошибки. Учитывается также участие в конкурсах различного уровня: результаты, ошибки, причины и т.д. Критерии оценки приобретенных детьми знаний и умений Оцениваются изменения личности воспитанников, уровень обученности по программе, удовлетворение потребностей в творчестве и т.д. Результаты участия в конкурсах. С каждым годом занятий дети должны приобретать ценный социальный опыт совместной созидательной художественной деятельности, опыт демонстрации результатов творческого процесса. В ходе занятий, концертных выступлений ребята примеряют на себя различные социальные роли, что способствует их социальному воспитанию. Оценивается также способность детей проявлять творческую активность, инициативу, ведь это один из показателей успешной социализации ребят. Важно, чтобы были удовлетворены потребности в творчестве каждого участника вокальной группы (если музыкальные способности ребенка «оставляют желать лучшего», - значит, он должен быть привлечен в творческие мероприятия в ином качестве, главное, чтобы каждый обучающийся ощущал свою нужность, востребованность). Важным критерием оценки уровня обученности детей по программе являются результаты их участия в различных конкурсах и фестивалях (грамоты, дипломы, полученные на конкурсах и фестивалях), востребованность выступлений ребят на мероприятиях города (занятость их творческой концертной деятельностью). Итог работы по программе отражается в Фото-отчёте за год, в котором педагог описывает весь творческий путь студии на протяжении каждого учебного года со всеми успехами и неудачами. Мониторинг результативности программы № Критерии Показатели Оценка результата 1.Изменения личности воспитан-ников 1.Отношение к себе, как к творческой личности Повышение самооценки – 1-3баллов. Повышение мотивации к творческому поиску – 4-6 баллов. Появление уверенности в своих творческих способностях – 7-10 баллов. 2.Отношение к деятельности в вокальной группе Слабая мотивация к посещению занятий в студии – 1-3 балла. Незначительное повышение мотивации к посещению занятий – 4-6 баллов. Заметное повышение мотивации к посещению занятий – 7-10 баллов. 3.Отношение к сверстникам Слабое стремление к общению со сверстниками в студии – 1-3 балла. Сверстники воспринимаются как необходимое условие занятий в студии – 4-6 баллов. Установление здоровой конкуренции, основанной на доброжелательных отношениях друг к другу – 7-10 баллов. 4.Развитие коммуникативных навыков Снятие барьера контакта с новой средой – 1-3 балла. Снятие барьера коммуникативных контактов 4-6 баллов. Повышение мотивации к установлению коммуникативных контактов – 7-10 баллов Уровень обучен-ности по программе (освоение программ-мы) 1.Оценка качества вокального исполнения (основная пр-ма) Уровень исполнительского мастерства (согласно протоколу жюри «Конкурса бурятской песни»): низкий – 1-3 балла, средний 4-6 баллов, высокий 7-10 баллов 2. Высокие результаты на городском уровне 1-3 балла. Высокие результаты на областном и региональном уровне 4-6 баллов. Высокие результаты на Федеральном и Международном уровне 7-10 баллов 3.Удовлетворение потребностей в творчестве Участие в концертах и мероприятиях различного уровня Рост числа обучающихся, принимающих участие в концертах и мероприятиях: 1 - 30 % 1-3 балла, 30 – 60% - 4-6 баллов, 60 – 100 % - 7-10 баллов 4.Результаты участия в конкурсах Уровень выступления на конкурсах Рост числа призеров: на городском уровне – 1-3 балла, на областном и межрегиональном – 4-6 баллов, на федеральном и международном – 7-10 баллов Учебно-тематический план Учебно-тематический план 2 года обучения. 2 год обучения № 1 Наименование раздела, темы всего Введение 6 Диагностика стартовых вокальных умений и Количество часов Формы аттестации, контроля Теория практика 1. Наблюдение 3 3 2. Тестирование. навыков 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 2 Распевки: - на чистоту интонирования 30 10 20 2. Тестирование. - на чистоту унисона 3. Анкетирование. - на расширение диапазона 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. - на чистоту двухголосия 3 6. Метод самооценки 1. Наблюдение Работа над дикцией и артикуляцией: скороговорки 6. Метод самооценки 15 5 10 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. - ролевые игры 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 4 Работа над техникой дыхания: - пение на опоре 24 10 14 2. Тестирование. 3. Анкетирование. элементы правильной техники дыхания при танцевальной нагрузке 5 Развитие музыкальной памяти (музыкальные творческие игры) 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 20 10 10 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 6 Развитие вокальных 36 навыков (работа над элементами постановки 10 26 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. голоса): 3. Анкетирование. - отражение звука, направление голоса 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. - элементы вокализации 7 Работа над песнями: 6. Метод самооценки 40 10 30 1. Наблюдение 2. Тестирование. -сохранение нюансов, определение настроения 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. - формирование элементарных навыков выражения эмоциональной окраски песен 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 6. Метод самооценки - построчная работа над песнями 8 Танцевальная культура: 20 5 15 2. Тестирование. - формирование индивидуальной культуры танца 3. Анкетирование. - подбор движений к сюжету песни 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 4. Диагностические карты. 6. Метод самооценки - навыки свободного взора 9 1. Наблюдение Культура поведения на сцене 3 1 2 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 10 Работа с микрофоном 9 3 6 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11 Концертная деятельность 4 2 2 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 12 Знакомство с музыкальной аппаратурой студии. 9 3 6 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 6. Метод самооценки Итого 216 часов 3 год обучения № 1 Наименование раздела, темы Введение Диагностика стартовых вокальных умений и навыков всего 6 Количество часов Формы аттестации, контроля Теория практика 1. Наблюдение 3 3 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 2 Распевки: 30 10 20 6. Метод самооценки 1. Наблюдение - на чистоту интонирования 2. Тестирование. - на чистоту унисона 4. Диагностические карты. - на расширение диапазона 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 3. Анкетирование. 6. Метод самооценки - на чистоту двухголосия 3 Работа над дикцией и артикуляцией (целенаправленно к каждой песне) 15 5 10 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 4 5 Работа над техникой дыхания: 24 10 14 2. Тестирование. - формирование техники нижнеребернодиафрагиального дыхания 3. Анкетирование. - разграничение техник придыхания, пения на выдохе, на опоре (умение использовать разные техники) 6. Метод самооценки Работа над песнями: 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 20 10 10 1. Наблюдение - сюжет, настроение песни 2. Тестирование. - построчное разучивание песен 4. Диагностические карты. 3. Анкетирование. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. - двухголосие в песнях 6. Метод самооценки - сохранение чистоты интонирования при наличии бэк-вокала 6 6. Метод самооценки 1. Наблюдение Развитие вокальных 36 навыков (работа над элементами постановки голоса): - отражение звука, 10 26 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. направление голоса 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. - элементы вокализации 7 Работа над песнями: 6. Метод самооценки 40 10 30 1. Наблюдение 2. Тестирование. -сохранение нюансов, определение настроения 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. - формирование элементарных навыков выражения эмоциональной окраски песен 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 6. Метод самооценки - построчная работа над песнями 8 Танцевальная культура: 20 5 15 2. Тестирование. - формирование индивидуальной культуры танца 3. Анкетирование. - подбор движений к сюжету песни 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 4. Диагностические карты. 6. Метод самооценки - навыки свободного взора 9 1. Наблюдение Культура поведения на сцене 3 1 2 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 10 Работа с микрофоном 9 3 6 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11 Концертная деятельность 4 2 2 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 12 Элементы творческой импровизации 9 3 6 6. Метод самооценки 1. Наблюдение 2. Тестирование. . 3. Анкетирование. 4. Диагностические карты. 5. Индивидуальные карточки на ребёнка. 6. Метод самооценки Итого 216 часов 4 год обучения № 1 Наименование раздела, темы Введение Сотворчество в подборе репертуара всего 6 Количество часов Формы проведения Теория практика урока, аттестации, контроля 3 3 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 2 Распевки: 30 10 20 -чистота унисона и расширение диапазона 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - чистота многоголосия - расходящееся и сходящееся двухголосие 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 3 Вокальноимпровизационное творчество: - использование природного фактора - интуитивное направление движения звука 15 5 10 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 4 Сохранение техники дыхания и звуковедения при танцевальных нагрузках Подбор танцевального сопровождения к песне (совместно с детьми) 24 10 14 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 5 Работа над песнями: - сюжет, настроение песни - построчное разучивание песен 20 10 10 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник - двухголосие в песнях 4- тренинг - сохранение чистоты интонирования при наличии бэк-вокала 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 6 Развитие вокальных 36 навыков (работа над элементами постановки голоса): 10 26 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - отражение звука, направление голоса 3- праздник - элементы вокализации 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 7 Работа над песнями: 40 10 30 -сохранение нюансов, определение настроения 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - формирование элементарных навыков выражения эмоциональной окраски песен 3- праздник 4- тренинг 5-семинар - построчная работа над песнями 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 8 Танцевальная культура: 20 5 15 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - формирование индивидуальной культуры танца - подбор движений к сюжету песни 3- праздник 4- тренинг - навыки свободного взора 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 9 Культура поведения на сцене Формирование сценического образа песни 3 1 2 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 10 Элементы аккапельного пения 9 3 6 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 11 Концертная деятельность: 4 2 2 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - творческие выступления - конкурсные выступления 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 12 Элементы творческой импровизации . 9 3 6 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок Итого 216 часов 5 год обучения № 1 Наименование раздела, темы Введение Сотворчество в подборе репертуара всего 6 Количество часов Формы проведения Теория практика урока, аттестации, контроля 3 3 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 2 Распевки: 30 10 20 -чистота унисона и расширение диапазона 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - чистота многоголосия - расходящееся и сходящееся двухголосие 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 3 Вокальноимпровизационное творчество: 15 5 10 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - использование природного фактора - интуитивное направление движения звука 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 4 Сохранение техники дыхания и 24 10 14 1- игра, беседа звуковедения при танцевальных нагрузках Подбор танцевального сопровождения к песне (совместно с детьми) 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 5 Работа над песнями: 20 10 10 - сюжет, настроение песни 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - построчное разучивание песен 3- праздник - двухголосие в песнях 4- тренинг - сохранение чистоты интонирования при наличии бэк-вокала 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 6 Развитие вокальных 36 навыков (работа над элементами постановки голоса): 10 26 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - отражение звука, направление голоса 3- праздник - элементы вокализации 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 7 Работа над песнями: 40 10 30 -сохранение нюансов, определение настроения 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - формирование элементарных навыков выражения эмоциональной окраски песен 3- праздник 4- тренинг 5-семинар - построчная работа над песнями 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 8 Танцевальная культура: - формирование индивидуальной культуры танца 20 5 15 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - подбор движений к сюжету песни 3- праздник 4- тренинг - навыки свободного взора 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 9 Культура поведения на сцене Формирование сценического образа песни 3 1 2 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 10 Элементы аккапельного пения 9 3 6 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 11 Концертная деятельность: 4 2 2 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - творческие выступления - конкурсные выступления 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок 12 Элементы творческой импровизации . 9 3 6 1- игра, беседа 2- дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) 3- праздник 4- тренинг 5-семинар 6. Наблюдение 7. Тестирование. 8. Анкетирование. 9. Диагностические карты. 10. Индивидуальные карточки на ребёнка. 11. Метод самооценки - урок Итого 216 часов 3.Содержание программы Введение – вводное занятие, включает знакомство с новыми детьми, обсуждение плана работы на год, краткий экскурс в историю вокального искусства (для детей 1-го года обучения). На 3-м и последующих годах обучения вводное занятие может включать в себя диагностику стартовых способностей, т.к. основную информацию о детях педагог уже имеет, ему лишь необходимо внести некоторые изменения, в соответствии с новым уровнем способностей детей. Распевание – обязательная процедура, предваряющая каждое занятие. Распевки проводятся на каждом году обучения и служат «подготовительной средой» для решения педагогических задач. На первом году обучения распевки представляют собой набор специфических несложных песен-игр, способствующих развитию навыков правильного интонирования, расширению голосового диапазона, развитию музыкального слуха и т.д. На 2-м и последующих годах обучения распевание проводится по более сложной схеме (двухголосие, трехголосие и т.д.) Развитие музыкального слуха. Особое внимание уделяется данной теме на 1-м году обучения. Затем элементы методик служат своеобразной основой, фундаментом той самой музыкальной лестницы, по которой мы идем. Практика показала, что у детей младшего школьного возраста музыкальный слух может проявиться не сразу, в течение года или даже двух лет ребенок может не справляться с интонированием (петь «нечисто»), но ненавязчивое применение методик развития музыкального слуха постепенно дает свой результат. Интонирование – неразрывно связано с развитием музыкального слуха и достигается за счет специальных ассоциативных занятий, вокальных упражнений, изображения высоты звука жестикуляцией, графически и т.д. Работа над техникой дыхания. Данная тема содержит теорию нижнеребернодиафрагмального дыхания, дыхательные упражнения без, и со звукоизвлечением, пение на опоре. Дыхание во время пения – это очень расслабленный процесс. В дыхании участвуют мышцы живота, диафрагмы, спины и легкие. Берем дыхание до того, как исчерпан запас воздуха. Театр-экспромт – способствует снятию барьера контакта с незнакомой аудиторией (проблема боязни сцены), обеспечению комфортной творческой среды и повышению творческой активности детей. Развитие музыкальной памяти – достигается путем многочисленных игровых методик, например, игра «Эхо» - повторение детьми услышанных музыкальных фраз. Эхо отражается 3-4 раза всей группой детей или поочередно каждым. Таким образом, дети запоминают мелодию. Постепенно музыкальные фразы становятся длиннее. Звукоизвлечение. Ребята узнают о строении голосового аппарата, о работе голосовых связок, о рекомендациях в случае заболевания голосовых связок, запретах во время пения и т.д., овладевая техниками, учатся правильно петь, владеть голосом. Адаптация в новом коллективе – занятия по развитию коммуникативных навыков, направленных на взаимодействие со сверстниками и с новой средой. Работа над песнями включает в себя знакомство с сюжетом песни, ее настроением, мелодией, ритмическим рисунком, композиционным построением, а также построчное разучивание песен. Во время работы над песнями происходит закрепление приобретенных умений и навыков.Это одна из наиболее объемных тем, так как на ней базируется собственно обучение вокальному искусству, его практическое применение. Творческие занятия – используются для развития в детях индивидуальности, инициативы, для раскрытия их потенциала. Музыкальные игры – закрепление приобретенных вокальных навыков в ходе вокализации и других техник, создание творческой развивающей среды. Танцевальные репетиции – это комплекс движений, способствующих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию сценодвижения, умения чувствовать ритм. Дети разучивают движения к каждой песне (по сюжету и ритмическому рисунку). В основе данной программы лежат принципы пластического интонирования, под которым подразумевается первоначальное движение, возникающее спонтанно, под воздействием музыки. Первые традиции такого обучения были заложены выдающейся танцовщицей ХХ века Айседорой Дункан, которая достигла непревзойденного мастерства в искусстве танцевальной импровизации. Культура поведения на сцене – это ряд теоретических и практических занятий, на которых дети узнают, как правильно выходить на сцену, уходить за кулисы, держаться на сцене во время песни; рассматриваются различные непредвиденные ситуации, которые могут произойти во время выступления и способы разрешения таких ситуаций. Музыкальный театр – постановка различных спектаклей, сказок, тематических концертных представлений с использованием имеющегося песенного репертуара, а также танцевальных композиций, что способствует развитию у детей артистических способностей, закреплению навыков дикции, активизации творческого взаимодействия. Концертная деятельность – это выступления детей на различных мероприятиях, праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях. Язык жестов и пантомима – невербальная передача текста песен. Во время работы над песней каждое слово должно быть не только пропето, но и выражено с помощью жестов. Усложненный вариант – пантомима, когда дети не поют песню, а только изображают ее жестами. За счет таких занятий достигается эмоционально-окрашенное исполнение песен, глубокое понимание содержания, внимательное изучение сюжета и построения песен. Шефские занятия – включение детей из старших групп (или более талантливых детей) в группы 1-го и второго года обучения с целью достижения большей эффективности при решении педагогических задач. Индивидуальная работа с детьми Можно выделить 3 направления индивидуальной работы с детьми по программе: -«Я могу больше» - работа с одаренными детьми; - «Рука помощи» - занятия с теми, кто не справляется с основной программой; - «Добро пожаловать» - решение проблем образовательного и психологического характера при включении нового человека в подгруппу. По каждому направлению разработана подпрограмма. Индивидуальная работа может быть построена как на решении лишь одной из проблем, возникших при занятиях с детьми, так и на преодолении ряда сложностей, которые испытывает конкретный ребенок при освоении программы. Направления индивидуальной педагогической деятельности по программе. Подпрограмма «Я могу больше» - работа с одаренными детьми. 1.Диагностика скрытых потенциальных возможностей (проводится при помощи различных индивидуальных распевок, дыхательных упражнений, других методик, позволяющих педагогу проследить за каждым из детей в отдельности). 2.Определение направлений работы: соло, ансамбль, общее вокальное мастерство. Ребенок может иметь яркие способности к сольному пению, но не уметь удерживать партию в вокальной группе, и – наоборот. А может быть одинаково способным в обоих направлениях. 3.Индивидуальная работа по развитию вокальных способностей: - сценический имидж; - развитие специфических способностей; - непосредственная работа над вокальным мастерством, устранение слабых мест. 4.Творческий поиск нереализованного потенциала. 5.Психологические тренинги, придающие уверенность в себе перед выходом на сцену (Приложение 5) 6.Быстрый «разогрев» голоса. С детьми разучивается ряд несложных распевок, которые они могут проводить самостоятельно, в отсутствии педагога. Это очень важно во время поездок на различные конкурсы, когда не всегда есть возможность и время распеться с педагогом. 7.Развитие педагогических способностей (акцент на шефские занятия). 8.Работа над песнями узкой тематической направленности и над разнохарактерными песнями: - патриотические, в т.ч. песни военных лет; - песни, посвященные различным праздникам; - народные песни; - лирические, медленные песни; - зажигательные, веселые песни; - эстрадные романсы и т.д. 9.Аккапельное исполнение песен. 10.Танцевальный характер музыки. 11.Координаты малого пространства. 12.Сопутствующие танцевальные движения. 13.Импульсивное образование танцевальных движений: -открытое движение, рожденное радостью человека, его любовью к окружающему миру; - закрытое движение – рожденное внутренней сдержанностью состояния, будь то печаль, раздумье, горе; -трамплин движений – различные движения, связанные с энергичным посылом; - шаг и выразительность взора, характеризующие индивидуальные свойства эмоционального состояния человека, его скованность или пластическую раскрепощенность. 15.Жизнь танца во мне самом. 16.Танцевальная импровизация. 17. Зеркальное отражение – попеременно каждый из пары подстраивается под исполнение другого, «прочитывая» предлагаемое движение (для ансамблей и дуэтов). 18.Танец и зримый образ: логически завершенное танцевальное сопровождение песни с опорой на драматургию ее развития. 19. Творческие занятия по нестандартным ситуациям конкурсно-концертного характера. 20.Подготовка к конкурсам: - подбор репертуара; - работа над сценическим образом; -работа над устойчивой чистотой интонирования, с учетом акустики концертных залов; -подбор танцевального сопровождения, в соответствии с требованиями конкурса; -углубленная работа с вокальной группой (дуэтом) над конкретным произведением. 1.Диагностика стартовых способностей (выявление причин отставания). 2.Выявление «слабых мест»: -занятия с «гудошниками»; -работа над устранением дитонации; -развитие чувства ритма; -работа над чистотой интонирования; -устранение придыхания; -устранение пения «в нос», посредством работы над правильным дыханием, звукоизвлечением и звуковедением. 3. Синхронизация песен и танцевальных движений. 4. Навыки свободного взора, умение не смотреть во время исполнения песен под ноги, соблюдение заданного ритма. 5. Вычленение метра и ритмического рисунка мелодии (ритмические хлопки, пристукивание каблуком, носком стопы и т.д.) 6. Развитие макро-ритмического слушания (тренировочно-игровые занятия). В занятиях предусматривается использование вспомогательных предметов, позволяющих найти ощущение единого слышания пульса, ритмического рисунка, акцентов мелодических фраз и предложений (мяч, скакалка, ленты, воздушные шары, спортивные обручи, простейшие народные инструменты и т.д.). Создание игровых ситуаций помогает снять комплекс психологического и двигательного зажима, т.к. предметы выполняют еще задачу посредника между музыкой, словами и движениями в песне. 7. Использование громкостной динамики для сглаживания «трудных» (переходных) нот. Подпрограмма «Добро пожаловать!» - решение проблем образовательного и психологического характера при включении нового человека в подгруппу (чаше всего применяется при формировании вокальных групп – ансамблей). 1.Адаптационные занятия: -«веселая прогулка» - снятие барьера первичного коммуникативного контакта; -«кто я?» - снятие барьера телесного контакта -«помоги мне» - развитие элементарных навыков коллективного взаимодействия; -«продолжи историю» - установление коммуникативного контакта между детьми в подгруппах, особенно важно при включении в сформированную группу нового обучающегося; -«аплодисменты» - решение проблемы аутсайдера в подгруппе. 2.Решение проблем борьбы за лидерство (установление здоровой конкуренции, основанной на доброжелательном отношении друг к другу). 3.«Крушение надежд и новые горизонты» - решение проблем неуспеха. 4.Устранение «слабых мест» (с применением шефских занятий). Особенности индивидуальной программы в том, что все три направления периодически пересекаются: -«шефские» занятия одаренные дети проводят не только с младшими по возрасту ребятами, но и с теми, кто не справляется с основной программой, а также с «новичками»; -занятия с «гудошниками» предполагают привлечение чисто интонирующих (одаренных) детей; -методики развития чувства ритма предусматривают «шефскую» помощь и т.д. 4. Методическое обеспечение программы Основные формы проведения занятий: - урок - игра - беседа - дискуссия, в том числе обсуждение выступлений (с видеопросмотром) - праздник - тренинг -семинар -экскурсии (на студию звукозаписи, в залы ЛФК, в специализированные музыкальные учреждения и т.д.) ^ Формы работы с родителями: - открытый урок (с последующими комментариями и рекомендациями детям) - совместное творческое занятие - родительские собрания - дискуссия, в том числе обсуждение выступлений детей (с видеопросмотром и анализом) - беседа (Приложение 6) - музыкальный праздник для родителей. Основные виды занятий – индивидуальное и групповое творчество, межгрупповой обмен результатами вокальной деятельности, «вокальное партнерство» Методы: -игровой; -демонстрационный; -метод творческого штурма (поиск креативного решения путем рассмотрения всех возможных вариантов вокального исполнения произведений) -объяснительно-иллюстративный, с использованием элементарных партитур (Приложение 7); -метод наблюдения и подражания; -метод упражнений; -метод внутреннего слушания. Ребятам на занятиях предоставляется творческая свобода, которая способствует развитию креативности. Соответствующая среда стимулирует творческую активность, дети находятся в постоянном поиске, совместно с педагогом. При создании всех этих условий происходит постепенное развитие и становление творческой личности. Свободное от схемы комбинирование составных частей урока в единое вокальное занятие дает возможность вносить любые контрасты, необходимые для поддержания внимания обучающихся и создания атмосферы творческой заинтересованности. Методические материалы Литература: -методические пособия по постановке дыхания; -практические упражнения (звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре, постановка вибрато и т.д.); -литература вокальному искусству; -литература по педагогике и психологии; -материалы по проведению углубленной диагностики вокальных способностей детей; -дидактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий; -диагностические тесты; Индивидуальные методические материалы: -репертуарный план – включает наиболее показательные вокальные произведения для прослушивания, отработки различных техник, наиболее востребованные песни и т.д. -конспекты творческих занятий -наглядные пособия по артикуляции, строению голосового аппарата и т.д., позволяющие более доступно разъяснить детям особенности образования звука, чистого голоса, возникновения проблем и способы их решения; -элементарная партитура – графическое изображение партий для ребят не знакомых с нотной грамотой (применяется в распевках, упражнениях, текстах песен и т.д.) -социальные карты, наглядные материалы по формированию коммуникативных навыков обучающихся. Репертуарный план Репертуар должен отвечать таким требованиям: 1)Носить воспитательный характер 2) Быть высокохудожественным 3) Соответствовать возрасту и пониманию детей 4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива 5) Быть разнообразным по характеру, содержанию 6) Закреплять приобретенные умения и навыки, двигать вокалиста вперед. В репертуарном плане указан ряд песен, чаще всего используемых для основной работы по программе. Произведения, над которыми педагог работает при подготовке тематических концертных мероприятий, при подготовке детей к конкурсам различного уровня подбираются индивидуально, в соответствии со способностями детей, тематикой мероприятий и требованиями к конкурсам. Младшая возрастная группа общие хоровые песни: Название песни Автор музыки Автор слов 1. «Байгалай долгинууд - Ц.-Б. Бадмаев, Ч. Павлов 2. «Тоонто нютаг» Г. Чимитов А. Андреев А. Данзванов 3. «Мой город» – Северобайкальск (Т. Ветрова Е.Мальцева) 4. «Гимн Городу» - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 5. «Сагаалган» – авторская - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 6.«Энхэ мунхэ Буряад ороон» (Лариса Санжиева, слова Алексей Бадаев) 7. «Бурятия – цветущий край» сл. неизвестно муз. неизв. соавтор Е. Мальцева 8. «Родная мелодия» Ж. Дандаров Ц. Галсанов 9. «Гимн Республики Бурятия» - Д. Жалсараев. А. Андреев 10. «Гимн Баяра» - (Т. Ветрова, С. Хободоева, Е.Мальцева) 11. «Бамовчата» Т. Ветрова Е. Мальцева 12. «Шинии, мини,манай» С. Бадмаев Ю. Эрдынеев 13. « Алфавит» Сольные песни 1. hайхан даа - Ш. Нимбуев. Ю Д.Аюшеев 2. Бумбэгэ -Ж. Зимин, П. Дамиранов 3. Бээлэй (Варежка) - Г. Дашабылов, Б Цырендашиев 4. «Жэлэ дурбэн саг» – авторская 3.Мальцева Д. Манзарова 5. «Ёлкын дуун» - Ц. Жимбиев 6. «Мартын найман» – авторская СЛОВА муз. Мальцева 7. Орогты Манайда (Ц-Х. Хабитуев Б. Батодоржиев) 8. Сагаан һараар (Внучата ) - С. Жалсанова Ц-Х. Дарибазаров 9. Эжыдэ – детская 10. «Дэгэлэ тобшо» Средняя возрастная группа Общие хоровые песни: Название песни Автор музыки Автор слов 1. Байгалай долгинууд - Ц.-Б. Бадмаев, Ч. Павлов 2. «Тоонто нютаг» Г. Чимитов А. Андреев А. Данзванов 3. «Мой город» – Северобайкальск (Т. Ветрова Е.Мальцева) 4. «Гимн Городу» - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 5. «Сагаалган» – авторская - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 6. «Энхэ мунхэ Буряад ороон» (Лариса Санжиева, слова Алексей Бадаев) 7. «Бурятия – цветущий край» сл. неизвестно муз. неизв. соавтор Е. Мальцева 8. «Родная мелодия» » Ж. Дандаров Ц. Галсанов 9. «Гимн Республики Бурятия» - Д. Жалсараев. А. Андреев 10. «Гимн Баяра» - (Т. Ветрова, С. Хободоева, Е.Мальцева ) 11. «Север Байкала» - В.Гончиков 12. «Бамовчата» Т. Ветрова Е. Мальцева 13.«Шинии, мини,манай» С. Бадмаев Ю. Эрдынеев 14. « Алфавит» Сольные песни: 1. «Наран сэсэг» народная 2. «Наран «(Батодоржиев Даша -Нима Хахаров) 3. Приветственная - народная 4. Табан хурган - Г. Чимитов, С Манжигеев5. Тоб- тобороб - Ш. Нимбуеа Д. Аюшеев 6. Убэл - Г. Дашабылов Б. Цырендашиев 7. Унаган (Г. Чимитов Б. Бальжинимаев) 8. Хуби заяам - Сэдэм Хубухэйн, Б. Батодоржие 9. Булжамурай дуун - Г.Чимитов, С.Манжигеев 10.«Намар» (внучата) муз. Базыр Цырендашиев, сл. Георгий Дашабылов 11. «Хухиел даа» (Б-Ц Дугаров Б. Батодоржиев 12.Шасай дуун – К. Раднаев Г. Чимитов 13.Шэнэ жэлэр - Б.Батодоржиев М Бизюкин 14.Эрбэхэ (Бабочка) - Ш. Нимбуев. Д. Аюшеев 15.Орогты Манайда Ц-Х.Хабитуев Б. Батодоржиев 16.Табан хурган Г. Чимитов С. Манжигеев 17. «Табан хушуу мал» - из реп-ра группы «Мунхэн хонхонууд» Старшая возрастная группа Название песни. Автор музыки. Автор слов Хоровые песни: 1. «Родная мелодия» » Ж. Дандаров Ц. Галсанов 2. «Гимн Баяра» - (Т. Ветрова, С. Хободоева, Е.Мальцева ) 3. «Минии буряад ороон» музыка и слова Дулмы Сунраповой 4. «Тоонто нютаг» Г. Чимитов А. Андреев А. Данзванов 5. «Мой город» – Северобайкальск (Т. Ветрова Е.Мальцева) 6. «Гимн Городу» - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 7. «Сагаалган» – (Т. Ветрова Е.Мальцева) 8. 9. «Сагаалганаар, мэндээ! - Дулма Сунрапова Николай Шабаев 10. 11. «Энхэ мунхэ Буряад ороон» (Лариса Санжиева, слова Алексей Бадаев) 12. «Бурятия – цветущий край» сл. неизвестно муз. неизв. соавтор Е. Мальцева 13. «Гимн Республики Бурятия» - Д. Жалсараев. А. Андреев 14. «Байгалай долгинууд» - Ц.-Б. Бадмаев, Ч. Павлов – хор 15. «Буряад хубудтай уряал» – Б.Батодоржиев 16. «Север Байкала» - В.Гончиков 17. 18. Сольные песни: 1. «Буряад» Саян Цемпилов 2. Гурбан эрдэни (Три драгоценности) - Нар-Оюугай, Даша Дамбаевай 3. Минии нютаг - Д. Дагбаев, В. Пантаев 4. Нютагай домог - Легенда о Родине - Д.Д. Жалсараев 5. Песня О Родине - из реп-ра Жамбаловых 6. Сагаан һараа - Г. Чимитов . П.Дамиранов 7. Сагаан hарын мэндэ – Г. Чимитов Б. Батодоржиев 8. Тоонто нютаг - Г. Чимитов А. Андреев 9. Ургы - Н.Дамиранов,В. Лубсанов 10. Хани нухэд - Г. Чимитов А. Андреев 11. Харгынууд (Дороги) - Бальжинима Юндунов 12. Эжыдэ зорюулнаб - Баярма Борохитова, Пуровсурэн Старшая возрастная группа Хоровые песни 1. «Родная мелодия» » Ж. Дандаров Ц. Галсанов 2. «Гимн Баяра» - (Т. Ветрова, С. Хободоева, Е.Мальцева ) 3. «Минии буряад ороон» музыка и слова Дулмы Сунраповой 4. «Тоонто нютаг» Г. Чимитов А. Андреев А. Данзванов 5. «Мой город» – Северобайкальск (Т. Ветрова Е.Мальцева) 6. «Гимн Городу» - (Т. Ветрова Е.Мальцева) 7. «Сагаалган» – (Т. Ветрова Е.Мальцева) 8. «Сагаалганаар, мэндээ! - Дулма Сунрапова Николай Шабаев 9. «Энхэ мунхэ Буряад ороон» (Лариса Санжиева, слова Алексей Бадаев) 10. «Бурятия – цветущий край» сл. неизвестно муз. неизв. соавтор Е. Мальцева 11. «Гимн Республики Бурятия» - Д. Жалсараев. А. Андреев 12. «Байгалай долгинууд» - Ц.-Б. Бадмаев, Ч. Павлов – хор 13. «Буряад хубудтай уряал» – Б.Батодоржиев 14. «Север Байкала» - В.Гончиков 15.Ёхор – попурри-2018 16.Ёхор - Борохитова 17.«Буряадни» ( Финальная БЭФ) 18.«Сагаан hара» Амарху Сольные песни 1. Абадай - Н. Соктоев, Б.Бадмаев 2. Адушанай дуун - Мэлс Самбуев. Чингис Павлов 3. Амраг гансам - Г. Чимитов. А.Андреев 4. Басаганай дуун - Ю. Будаева, М. Доржиева 5. «Буряад ороомни хэйратай» - Данил Зубакин 6. Бэеэ бэеэ гамнаяал - Д. Жалсараев. А.Андреев 7. Дангинамни - Ринчин Бурхиев 8. Дуранhа абарал угы – сл. и муз. Мэдэгма Доржиева 9. Дэлхэй дуран - из реп-ра Е. Борохитовой 10. Ерышта намдаа - Инна Шагнаева 11. Ерэхээ ягааш - Г. Чимитов, Ю. Эрдынеев 12. Зурхэндэм минии гансалшни 13. Минии хусэл – сл. и муз. Дулма Сунрапова 14. Сагаан дали - Р. Бальжуров 15. Хоёр эрье –Ю. Будаев, И. Абидуева - пела Милена Мясникова 16. Эжыдэ – С. Бадмаева, Б. Батодоржиев Кадровое обеспечение: Педагог - аккомпаниатор Материально-техническое обеспечение: Аудиозаписи: фонотека эстрадных песен различной тематики авторские фонограммы фонограммы – «караоке» фонограммы найденные в интернет-сайтах демонстрационные студийные записи песен; Фото и в идеоматериалы: -запись конкурсных выступлений воспитанников; -видеозапись городских и внутриучрежденческих концертов и мероприятий; Помещение для занятий – кабинет 21 кв. м., Музыкальный инструмент - синтезаторы Компьютер, микрофоны, аудиосистемы. Концертные костюмы. Условия реализации программы 1.Нормативно-правовое обеспечение программы: 1.Конституция Российской Федерации. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г.) • Конвенция о правах ребенка • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» • КОНЦЕПЦИЯ Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы • Постановление Правительства РФ N751 от 4.10.2000 “О Национальной доктрине образования”» (с поправками). • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2004 года N 842 «О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». • Устав СМОУДО «ЦНК Баяр» • Локальные нормативно правовые акты: Литература (педагогическая). 1.Бершадская Т. «О понятиях, терминах современной теории музыки». Критика и музыкознание. Ленинград 1987г Выпуск 3 2.Браславский Д.М. «Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей». Москва «Современная Россия» 1983г. 3.Богомолова Л.В. «Основы танцевальной культуры» - программа экспериментального курса. Москва 1993г 4.Бриль И. «Практический курс джазовой импровизации» Москва 1982г. 5.Вербицкая Н. «Мониторинг результативности учебного процесса» С-П -1997г. 6.«Восприятие музыки». Москва 1980г. 7.Гарбиян С.А. Школа памяти: «Суперактивация памяти через возрождение эмоций», Москва 1990г. 8.Дункан А. «Моя жизнь» Москва 1980г. 9.Емельянов В.В. «Фонопедический метод развития голоса» Методическое пособие 1999г. 10.Золотарева А.В., Терещук М.Н. «Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ». Москва – 2008. 11.Золотарева А.В. «Дополнтельное образование детей. Теория и методика социальнопедагогической деятельности». Ярославская Академия развития – 2004. 12.Иванченко В.Н. «Звнятия в системе дополнительного образования детей» Издательство «Учитель» 2002. 13.Кайгородцева Т.В. «Методическая работа в системе дополнительного образования». Москва 2008. 14.Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь». 15.Куприянов Б.В. (под редакцией Мудрика А.В.) «Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей» Москва 2004г. 16.Орлова Т.М., Белкина С.И. «Учите детей петь» Москва 1987г. 17.Подкасистый П.И., Хайдаров Ж.О. «Технология игры в обучении и развитии». Москва, Российское педагогическое агентство, 1996г. 18.Селевко Г.К. «энциклопедия образовательных технологий» (том 1-й, 2-й) Москва НИИ школьных технологий 2006г. 19.Сухотин А.С. «Ритм и алгоритм» Москва 1988г. 20.Уральская В.И. «Выразительные средства современного хореографического искусства» Москва 1980г. 21.Ягодинский В. «Ритм, ритм, ритм!» Москва 1985. Литература для детей и родителей. 1.Ветлугина Н.А., Методика музыкального воспитания в детском саду. - М., Просвещение. 1989. с 76 2.Г. Менабени « Методика обучения сольному пению» 3.Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. -1992 №№ 7,8. стр. 11-20. 4.Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1993. 56 стр. 5.Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр. 6.Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр. 7.Нестеренко А. А. Страна сказок. Ростов-на-Дону: Издательство ростовского университета. - 1993. 32 стр. 8.Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки, - М.: Молодая гвардия, 1989. стр. 255299. Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» Тарасова К.В. К постановке детского певческого голоса.- Музыкальный руководитель, N 3, 2005. С 2 13. Ю.Б. Эдельман "Уроки пения". М., 2009А.