Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Направленность образовательной деятельности Цель программы Тип программы Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности Студия танца «БАЯР» Базаржапова Д.М., Ихисеева М.К. - педагоги дополнительного образования МАОУДО «ЦНК «Баяр» МАОУДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск Художественная Цель программы развитие учащихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Модифицированный Продолжительность обучения Возраст учащихся Форма проведения занятий Режим занятий 3 года 5 -17 лет Групповая 0 год обучения: Подготовительная группа – 2 раза в неделю по 2 часа. 1 год обучения: Младшая группа №1 – 2 раза в неделю по 2 часа 2 год обучения: Младшая группа №2 – 1 раз в неделю 2 часа; 3 год обучения: Средняя группа №1 – 3 раза в неделю по 2 часа Средняя группа №2 – 3 раза в неделю по 2 часа Постановочная работа: 2 год обучения – 1 раз в неделю 2 часа 3 год обучения – 1 раз в неделю 3 часа Форма организации итоговых занятий Количество детей в группах Контрольный урок, концертное выступление 10 и выше Дата утверждения: сентябрь 2023 год 1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1. Основные характеристики программы 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа Студия танца «БАЯР» имеет художественно направленность и является модифицированной. Танец – как и музыка, рождается из жизни, рождается, как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний энергии. Программа в соответствии с идеями и задачами Нацпроекта «Образование», проекта «Успех каждого ребенка» сориентирована на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем подключения индивидуального каждого маршрута по обучающегося достижению к целей выстраиванию самообразования, саморазвития, причем в самых разнообразных областях культуры и искусства. 1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется образованию, приобщению детей к здоровому образу жизни, укрепление психического и физического здоровья. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены адаптированы направления к возможностям танца и пластики, детей разных возрастов включающие: гимнастику, классический, национальный и современный танец. В программе 2 и основные ритмику, суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. 1.3. Педагогическая целесообразность программы заключаются в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Программа основывается на следующих принципах: 1) Принцип наглядности – обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. - зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов) - звуковая наглядность (создание определенного ритма по средствам звуковых сигналов) - двигательная наглядность (проведение по движению). 2) Принцип доступности и индивидуализации. В физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностями занимающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению/выполнения той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. 3) Принцип непрерывности процесса (основные положения): 3 физического воспитания Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов при построении системы занятий обеспечить полную постоянную преемственность эффекта занятий. Знания должны наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло накопление этих эффектов. 4) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое повторение нагрузок на фоне не довосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. 5) Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания и объем нагрузок в соответствии с возрастными этапами. Периоды возрастного физического развития организма: дошкольный, младший, средний, старший. 1.5. Цель программы развитие учащихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. 1.6. Задачи: Обучающие: - изучение танцевальной культуры; - художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца; - формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков; 4 - формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена). Воспитательные: - формирование духовно-нравственных основ качества личности на основе традиций культуры народов Бурятии, России; - привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и общения; - воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности; - воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве; Развивающие: - развитие творческих способностей обучающихся; - развитие умений сотрудничать и работать в коллективе; - развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных танцев); - развитие эмоционально-волевых качеств. Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности. 1.7. Возраст учащихся Данная программа предназначена для обучающихся на хореографическом отделении МАОУДО «ЦНК«Баяр» и рассчитана на детей от 5 до 17 лет. Группы формируются по возрасту и ив зависимости от смен в школе. В студии танца «БАЯР» 3 смены: I смена – 0900 – 1040; II смена – 1400 – 1540; 1550 – 1735; 5 III смена – 1900 – 2040. Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). 1.8. Формы и методы обучения, тип и формы организации занятий. Форма обучения: очная. Методы обучения: - метод практического обучения; - метод словесного обучения; - наглядные методы обучения; - практические методы обучения; - метод активного слушания музыки. Типы занятий: - изучение новой информации; - занятия по формированию новых умений; - обобщение и систематизация изученного; - практическое применение знаний, умений (закрепление); - комбинированные занятия (теория – практика); - контрольно-проверочные занятия. Виды занятий: - лекционные занятия, - практические занятия, - тренировочные занятия, - занятие-соревнование, - видеозанятие, - занятия взаимообучения учащихся, - занятие – игра Практические занятия. 6 Основная задача данного вида урока – освоение отдельных элементов и соединений. Одновременно с этим решаются задачи физического развития, воспитания музыкальности, выразительности. Тренировочные занятия. Главная задача этого вида урока – подготовка организма к предстоящей работе, а также сохранение достигнутого уровня танцевального мастерства. В последнем случае подбор и дозировка упражнений направлены на решение задач специально – двигательной подготовки, совершенствования выразительности, музыкальности, пластики движений. Формы организации деятельности: - групповая - индивидуальная - коллективная Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным перерывом после каждого занятия. В подготовительной группе (детский сад) продолжительность одного занятия 30 мин с 10 минутным перерывом. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы Количество часов на весь период обучения по программе: 0 год обучения: подготовительная группа (детский сад) – 144 ч/год 1 год обучения: младшая группа №1 – 144 ч/год 2 год обучения: младшая группа №2 – 144 ч/год 3 год обучения: смешанная группа №1 – 144 ч/год 7 смешанная группа №2 – 144 ч/год, постановочная работа – 36 ч/год. Итого: 756 ч/год. 2.2. Срок и этапы реализации программы Для реализации «Образовательной программы хореографического отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов: 1 этап – накопление базовых знаний и навыков. 2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе. Каждое занятие строится по следующему плану: - разминка; - упражнения на середине зала; - танцевальные движения; - индивидуальные упражнения; - упражнения на расслабление. 2.3. Режим занятий: 0 год обучения: подготовительная группа (детский сад) – 2 раза в неделю 1 год обучения: младшая группа №1 – 2 раза в неделю 2 год обучения: младшая группа №2 – 2 раза в неделю 3 год обучения: смешанная группа №1 – 2 раза в неделю 8 смешанная группа №2 – 2 раза в неделю, 1 раз в неделю постановочная работа. 3. Планируемые результаты 3.1. Ожидаемые результаты: За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и умений. Знания: - основы постановочной и концертной деятельности; - различные направления в хореографии; Умения: - выполнять классический экзерсис у танцевального станка; - уметь выполнять классику на середине зала; - применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии; - выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога; - выполнять комплекс акробатических упражнений; - применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях; - использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях; Иметь навыки: - выразительности и техники выполнения хореографических композициях. Иметь представление: - о постановке хореографической композиции. 9 движений в 3.2. Способы и формы проверки результатов Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется маршрут развития индивидуально на каждого ребенка. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 0 год обучения Подготовительная группа (детский сад) № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6. 6.1 7. Танцевальные направления, разделы, темы «Знакомимся с искусством хореографии» вводные занятия. Входной контроль Танцевальное искусство, как вид детского творчества. Техника безопасности. Хореографический язык Ритмика Характер музыки Средства музыкальной выразительности Музыкальные размеры Музыкальная форма Партерная гимнастика Работа со стопами Выполнение складки, растяжки Работа со спиной Упражнения на закачку пресса Элементы акробатики Игровые танцевальное творчество Образы животных по кругу, диагонали, линии Разминочка по кругу «Каблук-носок» «Качели» Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка») Детский танец «Романтика» Контрольный урок (открытое занятие) 10 из них практ теория ика Всего 2 - 2 1 - 1 3 26 29 1 8 8 1 1 2 1 - 8 10 42 6 6 10 10 10 23 6 4 4 4 8 10 42 6 6 10 10 10 25 7 4 4 4 1 5 6 - 42 42 2 42 42 2 8. Отчетный концерт ВСЕГО 1 - 2 2 7 137 144 год обучения Младшая группа №1 № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 4. 4.1 4.2 4.3 4.4 5. 5.1 5.2 5.3 Танцевальные направления, разделы, темы «Знакомимся с искусством хореографии» вводные занятия. Входной контроль Танцевальное искусство, как вид детского творчества. Техника безопасности. Хореографический язык Ритмика Характер музыки Средства музыкальной выразительности Музыкальные размеры Музыкальная форма Вдохновение классического танца Положение корпуса в классическом танце Позиции рук – 1,2,3, подготовительная Позиции ног – 6,1,2,3 releve demi-plie Releve, demi-plie Танцевальные элементы Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные шаги и ходы Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Партерная гимнастика Работа со стопами Растяжка Работа со спиной 11 из них практ теория ика Всего 2 - 2 1 - 1 3 9 12 1 3 4 1 1 1 1 1 3 3 24 4 4 4 4 4 4 22 4 4 25 4 4 4 4 4 4 23 1 6 7 - 6 6 - 2 2 - 8 8 - 42 6 6 10 42 6 6 10 5.4 5.5 6. 6.1 Упражнения на закачку пресса Элементы акробатики Детский танец «Тоб тобороб» «Птичий двор» Всего часов 2 - 10 10 40 10 10 40 - 40 40 7 137 144 год обучения Младшая группа №2 № 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.3 Танцевальные направления, разделы, темы ГИМНАСТИКА Теория дисциплины Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках). Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук Упражнения на развитие поясничного пояса Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног ТАНЕЦ Теория дисциплины Музыкально-хореографическая, образная выразительность Изучение одноплановых и многоплановых 12 из них практ теория ика Всего 1 - 1 1 - - - 14 14 - 2 2 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 12 12 - 2 2 2 2 2 2 - 2 2 1 50 51 1 - - - 6 6 4.4 4.5 5. 5.1 5.2 5.3 рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка») «Ёхор» «Лабутены» Танцевальные элементы Танцевальные шаги и ходы Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Всего часов: - 18 26 14 6 18 26 14 6 - 2 2 - 6 6 2 90 92 «Основы классического танца» № 1. 1.1 1.2 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.2 Направления, разделы, темы ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Теория дисциплины Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца Экзерсис у станка Постановка корпуса (в полувыворотных позициях) Позиции ног – 1,2,3,6 Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,2,3 Разучивание элементов классического танца у станка Экзерсис на середине зала Постановка корпуса (в полувыворотных позициях). Позиции ног – 1,2,3,6 Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,2,3 Разучивание элементов классического танца на середине зала Allegro Temps levés sautés в 1 и 2 свободной позиции ног – лицом к станку Трамплинные прыжки в 1 и 2 свободной позиции ног – на середине зала Всего часов 13 из них прак теория тика Всего 2 - 2 1 - - 1 - - - 14 14 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 20 20 - 4 4 - 4 4 - 4 4 - 8 8 - 16 16 - 8 8 - 8 8 2 50 52 3 год обучения Смешанная группа №1 № 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.3 Танцевальные направления, разделы, темы ГИМНАСТИКА Теория дисциплины Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках). Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук Упражнения на развитие поясничного пояса Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног ТАНЕЦ Теория дисциплины Музыкально-хореографическая, образная выразительность Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных 14 из них практ теория ика Всего 1 - 1 1 - - - 14 14 - 2 2 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 2 2 2 2 2 2 - 2 2 1 5 6 1 - 1 - 5 5 5. 5.1 5.2 5.3 (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные элементы Танцевальные шаги и ходы Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Всего часов: - 6 2 6 2 - 2 2 - 2 2 2 33 35 «Классический танец» из них практ теория ика Разделы, темы № Всего 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Экзерсис у станка 2.1 Постановка корпуса (в выворотных позициях). - 2 2 2.2 Позиции ног – 1,2,3,5 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 12 12 1. 1.1 1.2 2 - 2 1 - 1 1 - 1 - 14 14 3. Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,3,5 позиции. Разучивание элементов классического танца у станка. Экзерсис на середине зала 3.1 Постановка корпуса (в выворотных позициях). - 2 2 3.2 Позиции ног – 1,2,3,5 - 2 2 - 2 2 - 6 6 - 9 9 - 4 4 - 5 5 2 35 37 2.3 2.4 Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,2,3 позиции. Разучивание элементов классического танца на 3.4 середине зала 4. Allegro Temps levés sautés в 1 и 2 свободной позиции ног – 4.1 лицом к станку, затем на середине зала. Трамплинные прыжки в 1 и 2 свободной позиции 4.2 ног – на середине зала. Всего часов 3.3 15 «Современный и народный танец» из них Всего теория практ ика - - 1 1 40 2 4 40 2 4 - 4 4 4 4 Соединение движений в танцевальные композиции Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах - 2 2 2 2 2.7 Развитие импровизация - 2 2 2.8 Работа над музыкальностью - 2 2 2.9 Развитие пластичности - 2 2 2.10 Синхронность в исполнении - 4 4 2.11 Выразительность и эмоциональность исполнения - 4 4 2.12 «На дискотеку» БУРЯТИЯ, МОНГОЛИЯ, КИТАЙ (ЭТНОС ЛАБОРАТОРИЯ) Рассказ о национальной культуре, традициях и объяснение техники исполнения танцев Танцевальные комбинации на основе этноса танцев народов Бурятии - 8 8 № 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2. 2.1 Разделы, темы СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины Стили современного танца. Их отличительные особенности. Экзерсис на середине зала, тренаж Повторение пройденного материала Разминочная комбинация (roll, stretching, силовая нагрузка) Кросс – перекат из планки, по одному/по парам Кросс – 3 chine (шене) и колесо Кросс – отработка движения из постановки Танцевальная комбинация, повторение медленно 16 1 - - 1 - 31 4 30 4 2.2 2.3 Лирические комбинации на основе этноса танцев народов Монголии Лирические комбинации на основе этноса танцев народов Китая - 5 4 4 4 2.4 Закрепление и доработка комбинаций - 4 4 2.5 Синхронность исполнения «Ёхор» «Китайский» - 4 4 - 10 10 2 71 72 2.6 Всего часов: 3 год обучения Смешанная группа №2 № 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 4. 4.1 4.3 Танцевальные направления, разделы, темы ГИМНАСТИКА Теория дисциплины Партерная гимнастика – подготовка к классическому экзерсису Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках). Упражнения, укрепляющие мышцы спины Упражнения, развивающие подъем стопы Упражнения, развивающие гибкость позвоночника Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов Упражнения, развивающие выворотность ног Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов (исполняются на середине зала) Упражнения для развития шеи и плечевого пояса Упражнения для развития плечевого сустава и рук Упражнения на развитие поясничного пояса Упражнения на развитие силы мышц и подвижности суставов ног ТАНЕЦ Теория дисциплины Музыкально-хореографическая, образная выразительность Изучение одноплановых и многоплановых 17 из них практ теория ика Всего 1 - 1 1 - - - 14 14 - 2 2 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 2 2 2 2 2 2 - 2 2 1 5 6 1 - 1 - 5 5 5. 5.1 5.2 5.3 рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка») Танцевальные элементы Танцевальные шаги и ходы Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства Всего часов: - 6 2 6 2 - 2 2 - 2 2 2 33 35 «Классический танец» из них практ теория ика Разделы, темы № Всего 2. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Экзерсис у станка 2.1 Постановка корпуса (в выворотных позициях). - 2 2 2.2 Позиции ног – 1,2,3,5 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 14 14 1. 1.1 1.2 2 - 2 1 - 1 1 - 1 - 14 14 3. Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,3,5 позиции. Разучивание элементов классического танца у станка. Экзерсис на середине зала 3.1 Постановка корпуса (в выворотных позициях). - 2 2 3.2 Позиции ног – 1,2,3,5 - 2 2 - 2 2 - 8 8 - 9 9 - 4 4 - 5 5 2 37 39 2.3 2.4 Позиции и положения рук: подготовительное положение, 1,2,3 позиции. Разучивание элементов классического танца на 3.4 середине зала 4. Allegro Temps levés sautés в 1 и 2 свободной позиции ног – 4.1 лицом к станку, затем на середине зала. Трамплинные прыжки в 1 и 2 свободной позиции 4.2 ног – на середине зала. Всего часов 3.3 18 «Современный и народный танец» из них Всего теория практ ика - - 1 1 50 2 4 50 2 4 - 4 4 4 4 Соединение движений в танцевальные композиции Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах - 2 2 2 2 2.7 Развитие импровизация - 2 2 2.8 Работа над музыкальностью - 2 2 2.9 Развитие пластичности - 2 2 2.10 Синхронность в исполнении - 4 4 2.11 Выразительность и эмоциональность исполнения - 4 4 2.12 «На дискотеку» БУРЯТИЯ, МОНГОЛИЯ, КИТАЙ (ЭТНОС ЛАБОРАТОРИЯ) Рассказ о национальной культуре, традициях и объяснение техники исполнения танцев Танцевальные комбинации на основе этноса танцев народов Бурятии - 18 18 № 1. 1.1 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2. 2.1 Разделы, темы СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины Стили современного танца. Их отличительные особенности. Экзерсис на середине зала, тренаж Повторение пройденного материала Разминочная комбинация (roll, stretching, силовая нагрузка) Кросс – перекат из планки, по одному/по парам Кросс – 3 chine (шене) и колесо Кросс – отработка движения из постановки Танцевальная комбинация, повторение медленно 19 1 - - 1 - 54 8 55 8 2.2 2.3 Лирические комбинации на основе этноса танцев народов Монголии Лирические комбинации на основе этноса танцев народов Китая 6 - 6 - 6 6 2.4 Закрепление и доработка комбинаций - 4 4 2.5 Синхронность исполнения «Ёхор» «Китайский» - 4 4 - 26 26 2 71 106 2.6 Всего часов: III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы. Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися. На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и 20 пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца. Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре). Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца. Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности. Основные методы работы с обучающимися: - словесный (устное изложение материала) - иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов) - репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога) Методы обучения по источнику знаний: - объяснительно-наглядный (репродуктивный) (подробно - объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести) - словесный метод - донести характер танца задача до непростая, обучающихся поэтому эмоциональный через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала. 21 - практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия детьми языком. Основные формы работы с обучающимися по количественному составу: - индивидуальная; - по подгруппам; - групповая; - фронтальная. 3.2. Условия реализации программы Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; - танцевальный станок; - зеркальная стена; - репетиционная форма; - танцевальная обувь; - музыкальная колонка, музыкальный центр; - коврики; - танцевальный инвентарь; - ноутбук. По мере необходимости планируется 22 усовершенствование материально-технического оснащения: - пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки); Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в тематической литературы, фотоальбомов. Методическое виде фоно- и видео – медиатеки, методических разработок занятий, обеспечение программы регулярно пополняется. Финансовое обеспечение программы Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств, заложенных в смете учреждения. Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся Общие правила техники безопасности: В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности; Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их нарушений. До и после занятий необходимо проветривать помещение. Бережно относиться к имуществу Центра. В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора. 3.3. Список литературы 1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006 23 4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006 6. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ, 2002 7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005 8. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 9. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984 10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005 11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 12. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*= 13. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyasovremennaya-horeografiya-1539572.html 24