Паспорт программы Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Направленность образовательной деятельности Цель программы Тип программы Продолжительность обучения Возраст учащихся Форма проведения занятий Режим занятий Форма организации итоговых занятий Количество детей в группах Дата утверждения: сентябрь 2023 год. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности Вокальная студия «БАЯР» - хореография. Ихисеева М.К. педагог дополнительного образования МАОУДО «ЦНК Баяр» МАОУДО «ЦНК «Баяр» г. Северобайкальск Художественная Цель программы развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии, формирование навыков выполнения танцевальных движений. Модифицированный 1 год 6-18 лет Групповая 3 раза в неделю по 1 часу Контрольный урок, концертное выступление от 10 и выше I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая дополнител2ьная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29.2012г. № 273 –РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Данная программа направлена на формирование гармонично и всесторонне развитой личности в процессе овладения искусством танца, развитие художественной одаренности в области танцевально-исполнительского мастерства; развитие и совершенствование специальных музыкальных способностей, что и определяет художественную направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Хореография в вокальных коллективах и ансамблях» Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец может прибавить уверенности в себе и даже сделать счастливее. Занятия танцем формируют правильную осанку, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи. Новизна Программа имеет тесную взаимосвязь с занятиями вокальнохореографического мастерства. Это говорит о том, что обучающиеся могут применять полученные вокальные умения и навыки в разнообразных видах своей деятельности, в том числе и в хореографии. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию обучающихся. Актуальность Актуальность создания данной общеразвивающей программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп. Данная программа предоставляет возможности обучения основам хореографического искусства. На занятиях хореографией подбор упражнений соответствует возможности и подготовленности обучающихся. Музыкальный материал подбирается по следующим принципам: 2 соответствие возрасту; 3 художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность их образов; разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки, детских песен. На основе подобранного вокального материала создается танцевальный репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста обучающихся. Обучаясь по программе, дети имеют возможность проявить себя в разнообразных видах эстрадно - народного сценического искусства: вокале, танце, актерском мастерстве. Краткая аннотация дисциплин: работа с солистами; основы хореографического мастерства; соединение пластики движений с вокалом; мероприятия по развитию обучающихся; концертная деятельность. Педагогическая целесообразность Педагогическая целесообразность программы определена тем, что она ориентирует обучающегося на приобщение к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта. Результатом регулярных занятий должно стать умение обучающихся слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении. Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких данных, как подвижность, выносливость, ловкость, гибкость, пластичность и т п. Развивается также и познавательный интерес в процессе вокальнохореографической деятельности. Своеобразие программы заключается в применении новых технологий, в освоении практического опыта, ранней профилизации их творческой деятельности. Длительное изучение, проработка небольшого количества материала (движений) дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем явится прочным фундаментом знаний. Программа предлагает свой способ обучения поющих детей двигаться на сцене в ритме танца. Интеграционный принцип представляет собой воздействие на эмоциональную сферу обучающихся гармоничным сочетанием музыкальных, живописных хореографических образов. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа и словесных объяснений. Прививая любовь к искусству танца, к музыке, педагог работает над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать, систематизировать полученные умения и навыки. Кроме того, осваивая даже самый элементарный танцевальный материал, обучающийся прикладывает немало усилий и терпения, что формирует в нем такие качества, как воля и упорство. Также в процессе обучения обучающиеся учатся культуре поведения 4 и общения. У них формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи с другом. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения. Цель: Развитие личности обучающегося, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии, формирование навыков выполнения танцевальных движений. Задачи: обучающие: познакомить обучающихся с историей, терминологией и жанрами хореографии; привить обучающимся умение слышать и слушать музыку и передавать ее содержание в движении; научить понимать музыкальные фразы, выразительно и легко двигаться; развивающие: пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения в различных жанрах танцевального искусства (народный, эстрадный, современный); развивать музыкально-ритмическую координацию; приобщать обучающихся к национально-региональным особенностям искусства России через освоение хореографического искусства; воспитательные: воспитывать интерес к истории танцев народов мира, к жизни и особенностям профессиональной деятельность выдающихся танцоров; воспитывать обучающихся в гармонии с собой и с миром. Отличительные особенности Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся. Для создания сценического образа современной песни обучающимся необходимо владеть двигательными навыками, элементами хореографии. Обучающиеся сами придумывают хореографический рисунок каждой песни и осуществляют его на занятиях. Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей: развитие умения координировать движения с музыкой; развитие умения образно-ритмического восприятия музыки; обучение приёмам театрализации; актёрское решение исполняемых песен. умение сочетать пение с различными танцевальными движениями; основные принципы поведения на сцене; 5 творческая мобилизованность; умение действовать и это действие выразить танцем, мимикой, жестом, пластикой. Возраст обучающихся Данная программа разноуровневая, вариативная, рассчитана на детей от 6 до 18 лет. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы, большое внимание уделяется индивидуально-личностному развитию обучающихся. Сроки реализации образовательной программы 1 год обучения – 108 учебных часа Степень завершенности вокально-хореографической работы над произведением зависит от дальнейшего предназначения его исполнения: для публичного показа или просто в порядке ознакомления. Формы и режим занятий Чёткая структура занятий имеет особое значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы, раздела программы используются следующие формы работы: показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений; прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии, исполнения какого-либо популярного певца; устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного или правильно исполненного движения, ритма; разучивание - по элементам, по частям, в целом виде, разучивание музыкального материала, танцевальных элементов; репетиционные занятия - подготовка готовых номеров к концертным выступлениям. Занятия хореографией проводятся отдельно от общего расписания вокалистов и проходят в группе, скомплектованной педагогом по вокалу, 2 раза в неделю по 1 часу. Основная форма обучения является занятие, но и не исключаются индивидуальные часы (для детей, пропустивших занятия по болезни; для разучивания сольных партий). Занятия по хореографии строится следующим образом: танцевально-ритмическая гимнастика; работа над танцевальным материалом (обработка песни танцем). Ожидаемые результаты и способы их определения Наряду с коллективными результатами деятельности отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Общие параметры оценивания включают: музыкально-ритмические способности, сценическая культура, умение передавать образы в танцевальных композициях. 6 Конечная цель занятий состоит в раскрепощении ребенка, снятии утомления от неподвижного сидения, формировании уверенности в своих силах. Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная педагогом система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Основным методом промежуточной аттестации по программе являются: метод педагогического наблюдения; участие в публичных мероприятиях; концертные выступления обучающихся. Формы подведения итогов реализации программы – показательно-аналитическое итоговое занятие (анализ проделанной работы обучающегося его же товарищами), контрольное занятие, открытое занятие, отчётный концерт, тематический концерт, творческая встреча, участие в конкурсах, фестивалях. Сцена - это стартовая площадка для воплощения и реализации творческих способностей обучающихся. II. Учебный план 1 года обучения 7 № п/п 1. Количество часов всего теория практика Раздел, тема Вводное занятие. Диагностика. Просмотр детских танцевальных возможностей. Инструктаж по технике безопасности. 2 2 2. Разучивание новых постановок на готовый вокальный номер. 22 - 22 3. Работа над репертуаром разучиваемого материала. 16 - 16 4. Исполнение учебно-тренировочного материала. 18 - 18 6. Работа в концертном зале. Сводные репетиции. 12 - 12 7. Работа над сценическими движениями 16 - 16 8. Подготовка к конкурсам различных уровней. 12 - 12 9. Участие в концертных программах . 10 - 10 10. Итоговое занятие. 2 - 2 108 2 108 Итого часов: Содержание программы ТЕМА 1. Вводное занятие. 8 Теория: Диагностика. Просмотр детских танцевальных возможностей. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с «танцем»: беседа об истории танцевального искусства. Значение двигательной культуры в жизни человека. Основы техники безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и прическа. Правила поведения до и после занятия. Практика: Пластическое интонирование (музыкально-двигательные упражнения): - развитие умения координировать движения с музыкой; - развитие умения образно-ритмического восприятия музыки. ТЕМА 2. Разучивание новых постановок на готовый вокальный номер. Теория: Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Прослушивание музыки – тактирование- выделение сильной доли. Практика. Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево. Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка. ТЕМА 3. Работа над репертуаром разучиваемого материала Теория: Произведения прошлых лет зачастую исполняются в концертных номерах, поэтому необходима их доработка и продолжение вокальнохореографической работы со старым репертуаром. Танцы классического, народного, современного направления требуют серьезной и тщательной доработки. Практика: Просмотр (видеозаписи или зеркально) и анализ танцевального репертуара, работа над учебно-тренировочным материалом, направленного на формирование физических навыков в жанрах эстрадного и народного исполнения синхронного исполнения. ТЕМА 4. Исполнение учебно-тренировочного материала. Практика: Репетиционные, прогонные занятия в кабинете, доводимые до окончательного результата подготовки номера. Строятся по усмотрению педагога-хореографа с учетом физических данных обучающихся. ТЕМА 5. Работа в концертном зале. Сводные репетиции. Генеральные репетиции с прогоном всего разучиваемого репертуара в течение учебного года совместно с педагогом по вокалу. ТЕМА 6. Работа над сценическими движениями. Теория: Мелодия, ритм, темп. Музыкальные размеры 4\4, 2\4. Такт и затакт. 9 Правила и логика перестроений. Понятие - танцевальный шаг. Практика. Поклон. Марш под музыку на месте, по кругу, вокруг себя, вправо, влево. Рисунки танца: круг, диагональ, линия, строй, шахматный порядок, звездочка. ТЕМА 7. Подготовка к конкурсам различных уровней. Практика: репетиционная работа перед мероприятием ТЕМА 8. Участие в концертных программах. Праздничные концерты являются основой для демонстрации результативности работы вокально-хореографического ансамбля. ТЕМА 9. Итоговое занятие. Показательное выступление перед родителями обучающихся. III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение программы: методические разработки и планы – конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; 10 развивающие и дидактические процедуры: дидактические и психологические игры и упражнения; дидактические материалы; наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных вокалистов и вокальных групп, казачьих исполнителей, в том числе современных детских ансамблей и групп. Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих составляющих её обеспечение: 1. Общие требования к обстановке в кабинете: оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями; чистота, освещённость, проветриваемость кабинета; свободный доступ или возможность организации занятий на сцене концертного зала. Техническое и материальное обеспечение: Материально-техническая база организации занятий требованиям: хореографический кабинет с зеркалами; станки; ноутбук; микшерный пульт; Флэш-носитель Проектор мультимедиа. соответствует Список используемой литературы Нормативные документы: 1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.). Ратифицирована Постановлением ВС СССР 13 июня 11 1990 г. № 1559-1 // СПС Консультант Плюс. 2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года; 3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"». 4. Положение о дополнительных общеразвивающих программах (локальный акт МБО ДО «ДДТ г. Полесска); 5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 6. Устав МБО ДО «ДДТ г. Полесска; 7. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Список литературы, используемой для составления программы 1. Базарова Мей Н.В. Азбука классического танца. Л. Москва 1964 год. 2. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва 2000 год. 3. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение. 4. Воганова А.Я. Основы классического танца. Л. Москва 1963 год. 5. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1 издательство “музыка”. Москва 1972 год. 6. Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Москва 1973 год. 7. Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва 1987 год. 8. Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение Москва просвещение 1972 год. 9. Ткаченко Т.С Народные танцы Москва 1975. 10. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989 год. 11. Казанина Н.Н. Программа «Ритмика и танец» 12