Общеобразовательная программа Базаржапова Д.М. 2022 год

Название программы

Ф.И.О. автора, где и кем работает
База эксперимента
Направленность образовательной
деятельности
Цель программы

Тип программы
Продолжительность обучения
Возраст учащихся
Форма проведения занятий
Режим занятий

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественно-эстетической направленности
Студия танца «БАЯР»
Базаржапова Д.М. педагог дополнительного
образования МАОУДО «ЦНК Баяр»
МАОУ ДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск
Художественно-эстетическая
Цель программы эстетическое развитие
учащихся
в
процессе
изучения
основ
хореографического
искусства
и
развитие
творческого потенциала ребенка, создание
условий для личностного и профессионального
самоопределения учащихся.
Модифицированный
4 года
6-17 лет
Групповая
3 год обучения:
1 подгруппа– 3 раза в неделю по 2 часа
2 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа
4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа
Контрольный урок, концертное выступление

Форма организации итоговых
занятий
Количество детей в группах

15

Дата утверждения: сентябрь 2022 год.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

Настоящая

дополнительная

общеобразовательная

программа

составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 –
РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства
просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка
организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа Студия танца
«БАЯР» имеет художественно-эстетическую направленность и является
модифицированной. Танец – как и музыка, рождается из жизни, рождается,
как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение
красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний
энергии.
Программа в соответствии с идеями и задачами Нацпроекта
«Образование», проекта «Успех каждого ребенка» сориентирована на
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
путем

подключения

индивидуального

каждого

маршрута

по

обучающегося
достижению

к

целей

саморазвития, причем в самых разнообразных

выстраиванию
самообразования,

областях

культуры и

искусства.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее
время, особое внимание уделяется образованию, приобщению детей к
здоровому образу жизни, укрепление психического и физического здоровья.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и
адаптированы

к

возможностям

детей

разных

возрастов

основные

направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику,
классический,

национальный

и

современный

танец.

В

программе

суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что
позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и
3

направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого
потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической
культуры.
1.3. Педагогическая целесообразность программы
том,

что

она

основывается

на

постепенном

заключаются в

развитии

природных

способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой
танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и
регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Программа основывается на следующих принципах:
1) Принцип наглядности – обязывает строить процесс физического
воспитания с широким использованием наглядности при обучении и
воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в
процессе познания.
- зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по
частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов)
- звуковая наглядность (создание определенного ритма по средствам
звуковых сигналов)
- двигательная наглядность (проведение по движению).
2)

Принцип

доступности

и

индивидуализации.

В

физическом

воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и
методов физического воспитания возможностями занимающихся. При
реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к
обучению/выполнения той или иной тренировочной нагрузки и определена
мера доступности заданий.
3)

Принцип

непрерывности

процесса

физического

воспитания

(основные положения):
- первое положение принципа непрерывности предполагает, что
процесс физического воспитания является целостной системой, в которой
предусматривается последовательность в проведении занятий.

4

- второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов
при

построении

системы

занятий

обеспечить

полную

постоянную

преемственность эффекта занятий. Знания должны наслаиваться на эффект
предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло накопление
этих эффектов.
4) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе
физического воспитания является важным положением, от которого в
конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое
повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению
работоспособности организма в результате истощения ресурсов.
5) Принцип возрастной адекватности направлений физического
воспитания.

Этот

принцип

обязывает

последовательно

изменять

направленность физического воспитания и объем нагрузок в соответствии с
возрастными

этапами.

Периоды

возрастного

физического

развития

организма: дошкольный, младший, средний, старший.
1.5. Цель программы эстетическое развитие учащихся в процессе
изучения основ хореографического искусства и развитие творческого
потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального
самоопределения учащихся.
1.6. Задачи:
Обучающие:

- изучение танцевальной культуры;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
- формирование необходимых исполнительских знаний, умений и
навыков;
- формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня, гигиена).
Воспитательные:
5

- формирование духовно-нравственных основ качества личности на
основе традиций культуры народов Бурятии, России;

- привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и
общения;

- воспитание

внимания,

дисциплинированности,

воли,

самостоятельности;

- воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в
сотрудничестве;
Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие умений сотрудничать и работать в коллективе ;

- развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение
передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных
танцев);
- развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
1.7. Возраст учащихся
Данная

программа

предназначена

для

обучающихся

на

хореографическом отделении МАОУДО «ЦНК «Баяр» и рассчитана на детей
от 6 до 17 лет.
Группы формируются по возрасту и ив зависимости от смен в школе. В
студии танца «БАЯР» 3 смены:
I смена – 815 – 1055;
II смена – 1400 – 1540; 1600 – 1740;
III смена – 1830 – 2010.

6

Набор

детей

в

объединение

осуществляется

в

установленные

учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).

1.8. Форма занятий
Обучение по программе предполагает использование приоритетных
форм

занятий:

репетиции

(индивидуальные

и

коллективные).

В

репетиционно-постановочные занятия педагоги включают необходимое
количество

разделов

программы

самостоятельно,

комбинируя

их

в

зависимости от тематики танца и сложности его постановки.
Программа также включает разные виды занятий:
учебное занятие;
занятие – игра;
открытое занятие;
Формы проведения занятий:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке
хореографических композиций);
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников
(три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при
постановке дуэтных танцев;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по
усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
7

Количество часов на весь период обучения по программе:
- 3 год обучения, средняя группа:
1 подгруппа – 216 ч/год;
2 подгруппа – 216 ч/год;
- 3 год обучения, старшая группа – 216 ч/год
Итого: 324 ч/год.
2.2. Срок и этапы реализации программы
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
- разминка;
- упражнения на середине зала;
- танцевальные движения;
- индивидуальные упражнения;
- упражнения на расслабление.
2.3. Режим занятий:
3 год обучения:
1 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа;
2 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа;
4 год обучения – 2 раза в неделю 2 часа.
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемые результаты:
8

За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний
и умений.
Знания:
- основы постановочной и концертной деятельности;
- различные направления в хореографии;
Умения:
- выполнять классический экзерсис у танцевального станка;
- уметь выполнять классику на середине зала;
- применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и
головы в хореографии;
- выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;
- выполнять комплекс акробатических упражнений;
- применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и
выразительность в хореографических композициях;
- использовать специальную хореографическую терминологию на
занятиях;
Иметь навыки:
- выразительности

и

техники

выполнения

движений

в

хореографических композициях.
Иметь представление:
- о постановке хореографической композиции.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.

9

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-ый год обучения
«Гимнастика. Танец»
из них
№

Танцевальные направления, разделы, темы

теория

практ
ика

Всего

ГИМНАСТИКА
I.

Теория дисциплины.

1

Партерная
гимнастика
классическому экзерсису.
II.

III.

–

подготовка

к

1

Элементы
партерной
гимнастики
(исполняются на гимнастических ковриках).

32

Упражнения, укрепляющие мышцы спины.

4

Упражнения, развивающие подъем стопы.

4

Упражнения,
позвоночника.

4

развивающие

гибкость

Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного
пресса.

4

Упражнения,
развивающие
тазобедренных суставов.

4

подвижность

Упражнения, развивающие выворотность ног.

6

Упражнения на растягивание мышц и связок и
развитие балетного шага.

6

Упражнения на развитие отдельных групп
10

12

мышц и подвижности суставов
( исполняются на середине зала).
Упражнения для развития шеи и плечевого пояса.

2

Упражнения для развития плечевого сустава и
рук.

2

Упражнения на развитие поясничного пояса.

4

Упражнения на развитие
подвижности суставов ног.

силы

мышц

и

4

ТАНЕЦ
I.

Теория дисциплины.

2

Музыкально-хореографическая,
выразительность.
II.

образная

2

Ориентационно-пронстранственные
упражнения.

8

Изучение одноплановых и многоплановых
рисунков и фигур: линейных-плоскостных
(шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка»).
III.
1.
2.
3.

8

Танцевальные элементы.

24

Танцевальные шаги и ходы.

10

Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на
2/4.

4

Танцевальные этюды с элементами актерского
мастерства.

10

Всего часов:

79

«Основы классического танца»
№

I.
1.
2.

Направления, разделы, темы
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Теория дисциплины.
Правильное произношение французских
терминов и перевод названий классических pas.
Предназначение, правила выполнения и
музыкальные раскладки элементов
11

из них
прак
теория
тика

Всего
2

1
1

II.
1.
2.
3.
4.
III.
1.
2.
3.
4.
IV.
1.
2.

классического танца.
Экзерсис у станка
Постановка корпуса (в полувыворотных
позициях).
Позиции ног: I, III, II
Позиции и положения рук: подготовительное
положение, I, III, II позиции.
Разучивание элементов классического танца у
станка.
Экзерсис на середине зала
Постановка корпуса (в полувыворотных
позициях).
Позиции ног: I, III, II
Позиции и положения рук: подготовительное
положение, I, III, II позиции.
Разучивание элементов классического танца на
середине зала
Allegro
Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног
– лицом к станку.
Трамплинные прыжки в I и II свободной
позиции ног – на середине зала.

30
4
8
8
10
36
4
10
10
12
20
10
10

Всего часов:

88

Постановочная работа (репертуар) – 49 часов.

Учебно-тематический план по предмету
«Классический танец»
4 год обучения
Разделы, темы
№

II.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Теория дисциплины.
Правильное произношение французских
терминов и перевод названий
классических pas.
Предназначение, правила выполнения и
музыкальные раскладки элементов
классического танца.
Экзерсис у станка

5.

Постановка корпуса (в выворотных

I.
3.
4.

12

из них
практеория
тика

Всего

2
1
1
28
4

позициях).
6.
7.
8.
III.
5.
6.
7.
8.
IV.
3.
4.

Позиции ног: I, III, II, V

6

Позиции и положения рук:
подготовительное положение, I, III, II
позиции.
Разучивание элементов классического
танца у станка.
Экзерсис на середине зала
Постановка корпуса (в выворотных
позициях).

12

Позиции ног: I, III, II, V

8

Позиции и положения рук:
подготовительное положение, I, III, II
позиции.
Разучивание элементов классического
танца на середине зала
Allegro
Temps levés sautés в I и II свободной
позиции ног – лицом к станку, затем на
середине зала.
Трамплинные прыжки в I и II свободной
позиции ног – на середине зала.

Всего часов

6

32
6

8
12
12
6
6
72

«Современный и Бурятский танец»

13

из них
№

Всего
Разделы, темы

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Теория дисциплины
Стили современного танца. Их
отличительные особенности.
II.
Экзерсис на середине зала
. Повторение пройденного материала
Изучение новых танцевальных
элементов
Создание сценического образа

теория

практика
1

I.

1
72
4
6
4

Изучение танцевальных движений

12

Соединение движений в танцевальные
композиции
Разводка танцевальных комбинаций в
рисунках, переходах, образах
Отработка элементов

8

10

Работа над музыкальностью

2

Развитие пластичности

4

Синхронность в исполнении
Выразительность и эмоциональность
исполнения

8

8

6

БУРЯТСКИЙ ТАНЕЦ
I.

II.

III.

Повторение изученного материала

22

Поклон

2

Позиции и положения рук

4

Постановка корпуса

4

Припадания по V позиции ног

2

Приставные шаги с плие по VI
позиции

2

Диагональ, полупальцы, выворотность
позиций

4

Основные элементы Ёхора

4

Стилизация движений

28

Изучение этностилей

18

Положение рук, ног, корпуса

6

Создание сценического образа

4

ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА
14
(РЕПЕРТУАР)

Всего часов:

21

144

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы:
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.

Построенные

по

степени

усложнения,

упражнения

подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и
пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
15

Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее
представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к
разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему,
определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и
лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является
развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их
индивидуальности.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала)
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
- репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный

(репродуктивный)

-

(подробно

объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов
танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и
воспроизвести)
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы
имеется возможность сообщить большое количество материала.
- практический метод - источником знания является практическая
деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской
техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в
проученных движениях, а в дальнейшем и в танце.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
16

детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
- индивидуальная;
- по подгруппам;
- групповая;
- фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия
необходимые для реализации программы в течение всего периода:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН;
- танцевальный станок;
- зеркальная стена;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
- музыкальная колонка;
- коврики;
- ноутбук.
По

мере

необходимости

планируется

усовершенствование

материально-технического оснащения:
- пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки);
Методическое

обеспечение

программы содержит

необходимые

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и

представлено в виде фоно- и видео – медиатеки,

тематической

литературы,

фотоальбомов.

Методическое

методических
обеспечение

пополняется.
Финансовое обеспечение программы
17

разработок
программы

занятий,
регулярно

Финансирование

программы

дополнительного

образования

осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В

творческое

объединение

(ТО)

допускаются

обучающиеся

ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности;
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ « Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999
5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного
танца. – М., 2006
6. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ,
2002
7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
8. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под
ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
9. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984
10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
18

11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
12. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
13. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyasovremennaya-horeografiya-1539572.html

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».