Название программы Ф.И.О. автора, где и кем работает База эксперимента Направленность образовательной деятельности Цель программы Тип программы Продолжительность обучения Возраст учащихся Форма проведения занятий Режим занятий Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественно-эстетической направленности Студия танца «БАЯР» Базаржапова Д.М. педагог дополнительного образования МАОУДО «ЦНК Баяр» МАОУ ДО «ЦНК Баяр» г.Северобайкальск Художественно-эстетическая Цель программы эстетическое развитие учащихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Модифицированный 4 года 6-17 лет Групповая 3 год обучения: 1 подгруппа– 3 раза в неделю по 2 часа 2 подгруппа – 3 раза в неделю по 2 часа 4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа Контрольный урок, концертное выступление Форма организации итоговых занятий Количество детей в группах 15 Дата утверждения: сентябрь 2022 год. I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2 Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 1. Основные характеристики программы 1.1. Дополнительная общеразвивающая программа Студия танца «БАЯР» имеет художественно-эстетическую направленность и является модифицированной. Танец – как и музыка, рождается из жизни, рождается, как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний энергии. Программа в соответствии с идеями и задачами Нацпроекта «Образование», проекта «Успех каждого ребенка» сориентирована на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем подключения индивидуального каждого маршрута по обучающегося достижению к целей саморазвития, причем в самых разнообразных выстраиванию самообразования, областях культуры и искусства. 1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, особое внимание уделяется образованию, приобщению детей к здоровому образу жизни, укрепление психического и физического здоровья. Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, национальный и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и 3 направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры. 1.3. Педагогическая целесообразность программы том, что она основывается на постепенном заключаются в развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Программа основывается на следующих принципах: 1) Принцип наглядности – обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. - зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото, видеороликов) - звуковая наглядность (создание определенного ритма по средствам звуковых сигналов) - двигательная наглядность (проведение по движению). 2) Принцип доступности и индивидуализации. В физическом воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов физического воспитания возможностями занимающихся. При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению/выполнения той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. 3) Принцип непрерывности процесса физического воспитания (основные положения): - первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий. 4 - второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов при построении системы занятий обеспечить полную постоянную преемственность эффекта занятий. Знания должны наслаиваться на эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло накопление этих эффектов. 4) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению работоспособности организма в результате истощения ресурсов. 5) Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитания. Этот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания и объем нагрузок в соответствии с возрастными этапами. Периоды возрастного физического развития организма: дошкольный, младший, средний, старший. 1.5. Цель программы эстетическое развитие учащихся в процессе изучения основ хореографического искусства и развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. 1.6. Задачи: Обучающие: - изучение танцевальной культуры; - художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству танца; - формирование необходимых исполнительских знаний, умений и навыков; - формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья, режим дня, гигиена). Воспитательные: 5 - формирование духовно-нравственных основ качества личности на основе традиций культуры народов Бурятии, России; - привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и общения; - воспитание внимания, дисциплинированности, воли, самостоятельности; - воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в сотрудничестве; Развивающие: - развитие творческих способностей обучающихся; - развитие умений сотрудничать и работать в коллективе ; - развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных танцев); - развитие эмоционально-волевых качеств. Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит детей к самореализации в жизнедеятельности. 1.7. Возраст учащихся Данная программа предназначена для обучающихся на хореографическом отделении МАОУДО «ЦНК «Баяр» и рассчитана на детей от 6 до 17 лет. Группы формируются по возрасту и ив зависимости от смен в школе. В студии танца «БАЯР» 3 смены: I смена – 815 – 1055; II смена – 1400 – 1540; 1600 – 1740; III смена – 1830 – 2010. 6 Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному заявлению родителей (лиц их заменяющих). 1.8. Форма занятий Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки. Программа также включает разные виды занятий: учебное занятие; занятие – игра; открытое занятие; Формы проведения занятий: коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций); групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой; парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев; индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру. Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным перерывом после каждого занятия. 2. Объем программы: 2.1. Объем программы 7 Количество часов на весь период обучения по программе: - 3 год обучения, средняя группа: 1 подгруппа – 216 ч/год; 2 подгруппа – 216 ч/год; - 3 год обучения, старшая группа – 216 ч/год Итого: 324 ч/год. 2.2. Срок и этапы реализации программы Для реализации «Образовательной программы хореографического отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов: 1 этап – накопление базовых знаний и навыков. 2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе. Каждое занятие строится по следующему плану: - разминка; - упражнения на середине зала; - танцевальные движения; - индивидуальные упражнения; - упражнения на расслабление. 2.3. Режим занятий: 3 год обучения: 1 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа; 2 подгруппа – 2 раза в неделю 2 часа; 4 год обучения – 2 раза в неделю 2 часа. 3. Планируемые результаты 3.1. Ожидаемые результаты: 8 За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и умений. Знания: - основы постановочной и концертной деятельности; - различные направления в хореографии; Умения: - выполнять классический экзерсис у танцевального станка; - уметь выполнять классику на середине зала; - применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии; - выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога; - выполнять комплекс акробатических упражнений; - применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях; - использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях; Иметь навыки: - выразительности и техники выполнения движений в хореографических композициях. Иметь представление: - о постановке хореографической композиции. 3.2. Способы и формы проверки результатов Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется маршрут развития индивидуально на каждого ребенка. 9 II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ый год обучения «Гимнастика. Танец» из них № Танцевальные направления, разделы, темы теория практ ика Всего ГИМНАСТИКА I. Теория дисциплины. 1 Партерная гимнастика классическому экзерсису. II. III. – подготовка к 1 Элементы партерной гимнастики (исполняются на гимнастических ковриках). 32 Упражнения, укрепляющие мышцы спины. 4 Упражнения, развивающие подъем стопы. 4 Упражнения, позвоночника. 4 развивающие гибкость Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного пресса. 4 Упражнения, развивающие тазобедренных суставов. 4 подвижность Упражнения, развивающие выворотность ног. 6 Упражнения на растягивание мышц и связок и развитие балетного шага. 6 Упражнения на развитие отдельных групп 10 12 мышц и подвижности суставов ( исполняются на середине зала). Упражнения для развития шеи и плечевого пояса. 2 Упражнения для развития плечевого сустава и рук. 2 Упражнения на развитие поясничного пояса. 4 Упражнения на развитие подвижности суставов ног. силы мышц и 4 ТАНЕЦ I. Теория дисциплины. 2 Музыкально-хореографическая, выразительность. II. образная 2 Ориентационно-пронстранственные упражнения. 8 Изучение одноплановых и многоплановых рисунков и фигур: линейных-плоскостных (шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка»). III. 1. 2. 3. 8 Танцевальные элементы. 24 Танцевальные шаги и ходы. 10 Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на 2/4. 4 Танцевальные этюды с элементами актерского мастерства. 10 Всего часов: 79 «Основы классического танца» № I. 1. 2. Направления, разделы, темы ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА Теория дисциплины. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов 11 из них прак теория тика Всего 2 1 1 II. 1. 2. 3. 4. III. 1. 2. 3. 4. IV. 1. 2. классического танца. Экзерсис у станка Постановка корпуса (в полувыворотных позициях). Позиции ног: I, III, II Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов классического танца у станка. Экзерсис на середине зала Постановка корпуса (в полувыворотных позициях). Позиции ног: I, III, II Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов классического танца на середине зала Allegro Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног – лицом к станку. Трамплинные прыжки в I и II свободной позиции ног – на середине зала. 30 4 8 8 10 36 4 10 10 12 20 10 10 Всего часов: 88 Постановочная работа (репертуар) – 49 часов. Учебно-тематический план по предмету «Классический танец» 4 год обучения Разделы, темы № II. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины. Правильное произношение французских терминов и перевод названий классических pas. Предназначение, правила выполнения и музыкальные раскладки элементов классического танца. Экзерсис у станка 5. Постановка корпуса (в выворотных I. 3. 4. 12 из них практеория тика Всего 2 1 1 28 4 позициях). 6. 7. 8. III. 5. 6. 7. 8. IV. 3. 4. Позиции ног: I, III, II, V 6 Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов классического танца у станка. Экзерсис на середине зала Постановка корпуса (в выворотных позициях). 12 Позиции ног: I, III, II, V 8 Позиции и положения рук: подготовительное положение, I, III, II позиции. Разучивание элементов классического танца на середине зала Allegro Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног – лицом к станку, затем на середине зала. Трамплинные прыжки в I и II свободной позиции ног – на середине зала. Всего часов 6 32 6 8 12 12 6 6 72 «Современный и Бурятский танец» 13 из них № Всего Разделы, темы СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ Теория дисциплины Стили современного танца. Их отличительные особенности. II. Экзерсис на середине зала . Повторение пройденного материала Изучение новых танцевальных элементов Создание сценического образа теория практика 1 I. 1 72 4 6 4 Изучение танцевальных движений 12 Соединение движений в танцевальные композиции Разводка танцевальных комбинаций в рисунках, переходах, образах Отработка элементов 8 10 Работа над музыкальностью 2 Развитие пластичности 4 Синхронность в исполнении Выразительность и эмоциональность исполнения 8 8 6 БУРЯТСКИЙ ТАНЕЦ I. II. III. Повторение изученного материала 22 Поклон 2 Позиции и положения рук 4 Постановка корпуса 4 Припадания по V позиции ног 2 Приставные шаги с плие по VI позиции 2 Диагональ, полупальцы, выворотность позиций 4 Основные элементы Ёхора 4 Стилизация движений 28 Изучение этностилей 18 Положение рук, ног, корпуса 6 Создание сценического образа 4 ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА 14 (РЕПЕРТУАР) Всего часов: 21 144 III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ 3.1. Методическое обеспечение программы: Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть. При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы. Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися. На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца. Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца. Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре). 15 Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца. Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности. Основные методы работы с обучающимися: - словесный (устное изложение материала) - иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов) - репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога) Методы обучения по источнику знаний: - объяснительно-наглядный (репродуктивный) - (подробно объясняю правила выполнения тех или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей – понять и воспроизвести) - словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача непростая, поэтому через объяснения, беседы имеется возможность сообщить большое количество материала. - практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся в активной работе над исполнительской техникой, которая позволяет развивать профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце. Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для восприятия 16 детьми языком. Основные формы работы с обучающимися по количественному составу: - индивидуальная; - по подгруппам; - групповая; - фронтальная. 3.2. Условия реализации программы Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: - помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; - танцевальный станок; - зеркальная стена; - репетиционная форма; - танцевальная обувь; - музыкальная колонка; - коврики; - ноутбук. По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического оснащения: - пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки); Методическое обеспечение программы содержит необходимые информационные ресурсы для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фоно- и видео – медиатеки, тематической литературы, фотоальбомов. Методическое методических обеспечение пополняется. Финансовое обеспечение программы 17 разработок программы занятий, регулярно Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения. Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся Общие правила техники безопасности: В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности; Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их нарушений. До и после занятий необходимо проветривать помещение. Бережно относиться к имуществу Центра. В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора. 3.3. Список литературы 1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ « Об образовании в Российской Федерации» 2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. 3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006 4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999 5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006 6. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ, 2002 7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005 8. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника). 9. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984 10. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005 18 11. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004 12. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*= 13. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyasovremennaya-horeografiya-1539572.html 19