Студия танца Баяр_Ихисеева

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая
дополнительная
общеобразовательная
программа
составлена на основании федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 –
РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства
просвещения РФ от 9 ноября 2018 года №196 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа Студия танца
«БАЯР» имеет художественно-эстетическую направленность и является
модифицированной. Танец – как и музыка, рождается из жизни, рождается,
как необходимая потребность в художественной форме передать ощущение
красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку желаний
энергии.
Программа в соответствии с идеями и задачами Нацпроекта
«Образование», проекта «Успех каждого ребенка» сориентирована на
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
путем
подключения
каждого
обучающегося
к
выстраиванию
индивидуального маршрута по достижению целей самообразования,
саморазвития, причем в самых разнообразных областях культуры и
искусства.
1.2. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее
время, особое внимание уделяется гуманитарному образованию,
приобщению детей к здоровому образу жизни, укрепление психического и
физического здоровья.
Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы
к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и
пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, национальный
и современный танец. В программе суммированы особенности программ по
перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со
многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен
на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на
развитие их сценической культуры.
1.3. Педагогическая целесообразность программы заключаются в
том, что она основывается на постепенном развитии природных
способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой
танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и
регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса.
Программа основывается на следующих принципах:
1) Принцип наглядности – обязывает строить процесс физического
воспитания с широким использованием наглядности при обучении и
воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в
процессе познания
3

 зрительная наглядность (демонстрация движений в целом или по
частям с помощью ориентиров, наглядных пособий-фото,
видеороликов);
 звуковая наглядность (создание определенного ритма по средствам
звуковых сигналов);
 двигательная наглядность (проведение по движению).
2) Принцип доступности и индивидуализации. В физическом
воспитании означает требование оптимального соответствия задач, средств и
методов физического воспитания возможностями занимающихся. При
реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к
обучению/выполнения той или иной тренировочной нагрузки и определена
мера доступности заданий.
3) Принцип непрерывности процесса физического воспитания
(основные положения)
 первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс
физического воспитания является целостной системой, в которой
предусматривается последовательность в проведении занятий;
 второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов
при построении системы занятий обеспечить полную постоянную
преемственность эффекта занятий. Знания должны наслаиваться на
эффект предыдущих занятий с тем, чтобы в конечном итоге произошло
накопление этих эффектов.
4) Принцип системного чередования нагрузок и отдыха. В процессе
физического воспитания является важным положением, от которого в
конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. Систематическое
повторение нагрузок на фоне недовосстановления приведет к снижению
работоспособности организма в результате истощения ресурсов.
5) Принцип возрастной адекватности направлений физического
воспитания. Этот принцип обязывает последовательно изменять
направленность физического воспитания и объем нагрузок в соответствии с
возрастными этапами. Периоды возрастного физического развития
организма: дошкольный, младший, средний, старший.
1.5. Цель программы эстетическое развитие учащихся в процессе
изучения основ хореографического искусства и развитие творческого
потенциала ребенка, создание условий для личностного и профессионального
самоопределения учащихся.
1.6. Задачи
Обучающие:
 изучение танцевальной культуры;
 художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству
танца;
 формирование необходимых исполнительских знаний, умений и
навыков;
4

 формирование знаний о здоровом образе жизни (сохранение здоровья,
режим дня, гигиена).
Воспитательные:
 формирование духовно-нравственных основ качества личности на
основе традиций культуры народов Бурятии, России;
 привитие сценической культуры, воспитание культуры поведения и
общения;
 воспитание
внимания,
дисциплинированности,
воли,
самостоятельности;
 воспитание чувства дружбы, товарищества и взаимовыручки в
сотрудничестве;
Развивающие:
 развитие творческих способностей обучающихся;
 развитие умений сотрудничать и работать в коллективе;
 развитие выразительности и музыкальности исполнения (умение
передать характер, стиль и манеру исполнения различных народных
танцев);
 развитие эмоционально-волевых качеств.
Разработанная программа дает обучающимся знания, умения и навыки,
которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения, готовит
детей к самореализации в жизнедеятельности.
1.7. Возраст учащихся
Данная
программа
предназначена
для
обучающихся
на
хореографическом отделении МАОУДО «ЦНК «Баяр» и рассчитана на детей
от 6 до 17 лет.
Группы формируются по возрасту и в зависимости от смен в школе. В
студии танца «БАЯР» 2 смены:
I смена 1 группа – 925- 1010
2 группа – 1020 – 1200;
II смена

3 группа – 1400 -1540;
4 группа – 1550 - 1730;
5 группа – 1800 - 1940.

Набор детей в объединение осуществляется в установленные
учреждением сроки при наличии медицинской справки и по личному
заявлению родителей (лиц их заменяющих).
1.8. Форма занятий
Обучение по программе предполагает использование приоритетных
форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). В
репетиционно-постановочные занятия педагоги включают необходимое
5

количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в
зависимости от тематики танца и сложности его постановки.
Программа также включает разные виды занятий:
учебное занятие;
занятие – игра;
открытое занятие;
Формы проведения занятий:
коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный
коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке
хореографических композиций);
групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников
(три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;
парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при
постановке дуэтных танцев;
индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по
усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.
Продолжительность одного занятия – не более 45 мин с 10 минутным
перерывом после каждого занятия.
2. Объем программы
2.1. Объем программы
Количество часов на весь период обучения по программе :
- 1 год обучения 1 группа – 216 ч/год;
2 группа – 216 ч/год;
3 группа – 216 ч/год;
4 группа – 36 ч/год;
5 группа – 72 ч/год;
- 2 год обучения 1 группа – 216 ч/год;
2 группа – 216 ч/год;
3 группа – 216 ч/год;
4 группа – 36 ч/год;
5 группа – 72 ч/год;
Итого: 756 ч/год - 216 ч/год постановочные= 972 часа.
2.2. Срок и этапы реализации программы
Для реализации «Образовательной программы хореографического
отделения» образовательный процесс организован в рамках двух этапов:
1 этап – накопление базовых знаний и навыков.
2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертносценических мероприятий.
По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на
следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной
программе.
Каждое занятие строится по следующему плану:
 разминка;
6






упражнения на середине зала;
танцевальные движения;
индивидуальные упражнения;
упражнения на расслабление.
2.3. Режим занятий
1 год обучения – 3 раза в неделю 2 часа;
2 год обучения – 3 раза в неделю 2 часа;
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемые результаты
За период обучения учащиеся получают определенный объем знаний и
умений.
Знания:
 основы постановочной и концертной деятельности;
 различные направления в хореографии.
Умения:
 выполнять классический экзерсис у танцевального станка;
 уметь выполнять классику на середине зала;
 применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в
хореографии;
 выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога;
 выполнять комплекс акробатических упражнений;
 применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и
выразительность в хореографических композициях;
 использовать специальную хореографическую терминологию на
занятиях.
Иметь навыки:
 выразительности и техники выполнения движений в хореографических
композициях.
Иметь представление:
 о постановке хореографической композиции.
3.2. Способы и формы проверки результатов
Проводится мониторинг знания 1-ое, 2-ое полугодие; исследуется
маршрут развития индивидуально на каждого ребенка.

7

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-ый год обучения
«Гимнастика. Танец»
№

I.

II.
2

III.

I.

II.

III.

Танцевальные направления, разделы, темы
ГИМНАСТИКА
Теория дисциплины.
Партерная
гимнастика
–
подготовка
к
классическому экзерсису.
Элементы
партерной
гимнастики
(исполняются на гимнастических ковриках).
Упражнения, укрепляющие мышцы спины.
Упражнения, развивающие подъем стопы.
Упражнения,
развивающие
гибкость
позвоночника.
Упражнения, укрепляющие мышцы брюшного
пресса.
Упражнения,
развивающие
подвижность
тазобедренных суставов.
Упражнения, развивающие выворотность ног.
Упражнения на растягивание мышц и связок и
развитие балетного шага.
Упражнения на развитие отдельных групп
мышц и подвижности суставов
( исполняются на середине зала).
Упражнения для развития шеи и плечевого пояса.
Упражнения для развития плечевого сустава и
рук.
Упражнения на развитие поясничного пояса.
Упражнения на развитие силы мышц и
подвижности суставов ног.
ТАНЕЦ
Теория дисциплины.
Музыкально-хореографическая,
образная
выразительность.
Ориентационно-пронстранственные
упражнения.
Изучение одноплановых и многоплановых
рисунков и фигур: линейных-плоскостных
(шеренга,колонна), объемных (круг, «цепочка»).
Танцевальные элементы.
Танцевальные шаги и ходы.
Реверанс для девочек и поклон для мальчиков на
2/4.
Танцевальные этюды с элементами актерского
8

из них
практ
теория
ика

Всего
58

1

1

2

8
8

8
6
6
6

4
2
4
4
34
8
2

6
16
6
4
6

мастерства.
Постановочная работа
Всего часов:

IV

28
146

«Основы классического танца»
№

I.

II.

III.

IV.

Направления, разделы, темы
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Теория дисциплины.
Правильное произношение французских
терминов и перевод названий классических pas.
Предназначение, правила выполнения и
музыкальные раскладки элементов
классического танца.
Экзерсис у станка
Постановка корпуса (в полувыворотных
позициях).
Позиции ног: I, III, II, V
Позиции и положения рук: подготовительное
положение, I, III, II, V позиции.
Разучивание элементов классического танца у
станка.
Экзерсис на середине зала
Постановка корпуса (в полувыворотных
позициях).
Позиции ног: I, III, II, V
Позиции и положения рук: подготовительное
положение, I, III, II, V позиции.
Разучивание элементов классического танца на
середине зала
Allegro
Temps levés sautés в I и II свободной позиции ног
– лицом к станку.
Трамплинные прыжки в I и II свободной
позиции ног – на середине зала.
Всего часов:

из них
прак
теория
тика

Всего
70

2
2

4
4
4
18

6
6
6
14

1
3
216

9

Учебно-тематический план по предмету «Классический танец»
2 год обучения
из них
практеория
тика

Разделы, темы
№
I.

II.

III.

IV.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ
Теория дисциплины.
Русская школа классического танца
Отличительные черты русского
классического балета и его школы
Экзерсис у станка
Подготовительные движения рук (и) –
préparations.
Закрытие рук(и) в подготовительное
положение на два заключительных
аккорда.
Координация ног, рук и головы в
движении – temps relevé par terre.
Разучивание элементов классического
танца у станка.
Экзерсис на середине зала
Подготовительные движения рук (и) –
préparations.
Закрытие рук (и) в подготовительное
положение на два заключительных
аккорда.
Координация ног, рук и головы в
движении – temps relevé par terre.
Разучивание элементов классического
танца на середине
Понятие épaulement
Allegro
Прыжки – с двух ног на две. Разные
этапы прыжка (temps levé sauté):
подготовка к взлету, толчок, взлет.
Всего часов:

10

Всего

2
1
1
30
6
6
6
12
30
6
6
6
11
1
29
29
91

«Современный и Бурятский танец»

№

I.

II.
.

Разделы, темы
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ
Теория дисциплины
Стили современного танца. Их
отличительные особенности.
Экзерсис на середине зала
Повторение пройденного материала
Изучение новых танцевальных элементов
Создание сценического образа

из них
практеория
тика

40
1
8
6
2

Изучение танцевальных движений
Соединение движений в танцевальные
композиции
Разводка танцевальных комбинаций в
рисунках, переходах, образах
Отработка элементов

4

Работа над музыкальностью

2

Развитие пластичности

2

Синхронность в исполнении
Выразительность и эмоциональность
исполнения

4

4
2
4

2

БУРЯТСКИЙ ТАНЕЦ

40

Поклон

2

Позиции и положения рук

6

Постановка корпуса

8

Припадания по III и V позиции ног

6

Приставные шаги с плие по VI позиции

III.

Всего

Диагональ, полупальцы выворотная
позиция
Основные элементы Ёхора
ПОСТАНОВОЧНАЯ РАБОТА
(РЕПЕРТУАР)
Всего часов:

11

4
4
10
45
216

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ
АТТЕСТАЦИИ
3.1. Методическое обеспечение программы
Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме:
подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.
При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях
отводится тренажу ‒ это определённая система тренировочных упражнений,
которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный
репертуар.
Построенные
по
степени
усложнения,
упражнения
подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке,
укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений.
Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По
мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие
данный элемент до его законченной формы.
Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их
совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без
музыкального сопровождения; затем с музыкой ‒ в спокойном темпе, пока
они не будут усвоены обучающимися.
На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения,
постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.
Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет
работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и
пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим
удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.
Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с
содержанием нового материала (историческая справка, сведения о жизни и
творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в
сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической
культуре).
Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка
(особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.
Основная часть занятия ‒ разучивание танца. Сначала даётся общее
представление о цели ‒ показ танца в законченной форме. Приступая к
разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему,
определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и
лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является
развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их
индивидуальности.
Основные методы работы с обучающимися:
 словесный (устное изложение материала)
 иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
 репродуктивный (практическое изучение материала по образцу
педагога)
12

Методы обучения по источнику знаний:
 объяснительно-наглядный
(репродуктивный)
(подробно
объясняю правила выполнения тех или иных упражнений,
элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей –
понять и воспроизвести)
 словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный
характер танца задача непростая, поэтому через объяснения,
беседы имеется возможность сообщить большое количество
материала
 практический метод - источником знания является практическая
деятельность
обучающихся
в
активной
работе
над
исполнительской техникой,
которая
позволяет развивать
профессиональные навыки, в проученных движениях, а в
дальнейшем и в танце
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит
наглядным и словесным методам, так как увлечение детей творческим
процессом возможно в том случае, если во время демонстрации приемов
работы действия будут комментироваться доступным для восприятия
детьми языком.
Основные формы работы с обучающимися по количественному
составу:
 индивидуальная;
 по подгруппам;
 групповая;
 фронтальная.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы Центром обеспечены
условия необходимые для реализации программы в течение всего
периода:
помещение
в
соответствии
с
санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами СанПиН
 танцевальный станок;
 зеркальная стена;
 репетиционная форма;
 танцевальная обувь;
 музыкальный центр;
 коврики;
По мере необходимости планируется усовершенствование
материально-технического оснащения
 пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой
постановки);
Методическое обеспечение программы содержит необходимые
13

информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки,
тематической
литературы,
методических
разработок
занятий,
фотоальбомов. Методическое обеспечение программы регулярно
пополняется.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование
программы
дополнительного
образования
осуществляется за счет средств заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся
ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности;
Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать
руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их
нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Список литературы
1. ФЗ от 29.2012г. № 273 – РФ « Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г № 1008 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
3. Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
4. Барышкинова Т. Азбука хореографии. – М., 1999
5. Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного та нца. –
М., 2006
6. Гергесова, Т. Е. Бурятские народные танцы / Т. Е. Гергесова. - Улан-Удэ,
2002
7. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
8. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей.
9. Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов
дополнительного образования и учителей начальных классов/Под ред.
Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. (Развитие и
воспитание дошкольника).
10. Иванов, Ф. С. Бурятские танцы / Ф.С.Иванов. - Улан-удэ, 1984
11. Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
12. Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
13. https://docviewer.yandex.ru/view/0/?*=
14. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-sovremennayahoreografiya-1539572.html

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».