Шахматы 2021-2022

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основании федерального закона от 29.2012г. № 273 – РФ « Об образовании
в Российской Федерации», Приказа Министерства образовании и науки РФ от 29.08.2013г
№ 1008 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Паспорт программы

Наименование
скорректированной
учебной программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа спортивной направленности «Шахматы»

Ф.И.О. автора, где и с кем
работал

Бадмацыренов Д.Б. педагог дополнительного образования
МАОУДО "ЦНК "Баяр"

База эксперимента

МАОУДО "ЦНК "Баяр"

Рецензенты

Методист МАОУДО "ЦНК "Баяр" Хободоева С.Д.

Образовательная область

Дополнительное образование

Цель и содержание
обучение

Приобретение
обучающимися
компетенций
по
робототехнике, формирование опыта самостоятельного
общественного действия, положительного отношения к
базовым общественным ценностям.

Срок освоения,
периодичность

1 года обучения.

Возраст обучающегося

7– 16 лет.

Наполняемость групп

Зависит от технической оснащенности

Дата утверждения: 2021 год.

I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Программа
«Шахматы»
является
модифицированной
дополнительной
образовательной программой физкультурно-спортивной направленности.
1.1 Актуальность. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенноеэффективное средство ихумственного развития,
формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что сдавних пор
приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных
видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале
обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием
огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
1.2 Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их
потребностей в активных формах познавательной деятельности.
Игра
в
шахматыразвивает
наглядно-образное
мышление,
способствует
зарождениюлогического
мышления,
воспитывает
усидчивость,
вдумчивость,
целеустремленность, вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе
качеств: волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость,
расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в
учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих
качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к
выработке у себя определенных свойств характера.
Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению

личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих
способностей.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных
теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый
интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности.
1.3 Цель программы – создание условий для личностного и интеллектуального развития
учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Достигаются указанные цели через решение следующих задач:
обучающие:






Научить детей следить за развитием событий на шахматной доске.
Научить играть шахматную партию от начала до конца с соблюдением всех
правил.
Научить решать шахматные задачи в 1-2 хода.
Научить детей работать самостоятельно.
Научить школьников планировать свою игру и работу.

развивающие:







Развивать универсальные способы мыследеятельности (абстрактнологическое мышление, память, внимание, воображение, умение производить
логические операции).
Повысить уровень спортивной работоспособности.
Развивать интеллектуальные способности.
Расширить кругозор ребёнка.
Развивать творческое мышление.
Формировать познавательную самостоятельность.

воспитывающие:




Воспитывать потребности в здоровом образе жизни.
Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, сознательность,
активность.
Формировать способности к самооценке и самоконтролю.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед,
анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных
шахматистов.
Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы
одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые
занятия, турниры, игры различного типа на шахматную тематику.
Индивидуальные занятия проводятся для детей, у которых возникают трудности с
усвоением программы, а так же для тех воспитанников, которые способны на изучение
материала быстрее и глубже остальных.

1.4 Отличительные особенности программы. Установка сделать из ребенка
гроссмейстера, не является приоритетной в данной программе. И если ребенок не
достигает выдающихся спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается
как жизненная неудача. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост
и доступен младшим школьникам.
Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания
игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных
дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного
материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических
игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:






принцип психологической комфортности— создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного
процесса;
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире— при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности— у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества— процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям
шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,
учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
2. Методическое обеспечение программы
2.1 Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого
применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры.

4. При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея —
расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый.
Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда
большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего,
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

обеспечение

Основные формы и средства обучения:
1.
2.
3.
4.
5.

Практическая игра.
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные
игрушки.
Участие в турнирах и соревнованиях.

дидактические

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги
в мире шахмат. Обучающиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания,
разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на
отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода
игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи,
сказки, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои первые шаги на шахматной доске.
Содержание включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры
в шахматы, а так же знакомство с шахматной нотацией, творчеством выдающихся
шахматистов; дети учатся решать шахматные задачи. На занятиях используются
обучающие плакаты, диаграммы, задачи для самостоятельного решения, загадки,
головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное

лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо
фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях.
Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против
пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты
для проверки полученных знаний.
Основными разделами курса являются темы: Дебют, Эндшпиль, Тактика, Стратегия,
История и Решение задач.
В процессе обучения по программе закладываются и создаются основы для получения
первоначальных навыков чтения, изучения иностранных языков, пространственного
мышления. Изучаются правила шахмат, матование одинокого короля и пешечный
эндшпиль. Происходит первичное ознакомление школьников с такими основами шахмат,
как тактика, дебют, чемпионы мира.
При обучении детей шахматам их знания должны пополняться и элементарными
сведениями исторического характера. В начальной школе не ставится задача подробного
изучения творчества шахматистов, а предполагает лишь первое знакомство с лучшими
представителями этой древней игры. Самостоятельные экскурсии в мир шахматной
истории формируют и развивают у младших школьников навык чтения.
2.2 Воспитательная работа
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является важной задачей образовательной
программы «Шахматы». Для решения этой задачи создана система оздоровительных
мероприятий, которая осуществляется на протяжении всей реализации программы:
Учебная нагрузка регулируется в соответствии с возрастом учащихся, кроме этого в
занятия включаются физкультминутки, подвижные игры и эстафеты.
Создание благоприятного психологического климата, творческой атмосферы на занятиях,
дружеского отношения между детьми, взаимопонимания, наличие системы стимулов и
поощрений, движение от простого к сложному повышает психо-эмоциональный настрой
каждого ребенка, помогает ему быть уверенным в своих силах, уметь оценивать свои
успехи.
2.3 Условия реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Программа предусматривает 216
часов занятий в течение года – по 6 часа в неделю.
Возраст детей
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 6-16 лет. В кружке занимаются дети
младшего школьного возраста.
Условия набора.
К занятиям допускаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний, посещающие
общеобразовательную школу.
Наполняемость группы — 12 человек.

Формы организации детей: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая (при
подготовке детей к соревнованиям).
Оборудование для занятий
кабинет для занятий;
шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х
детей);
шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения
шахматной нотации
3. Ожидаемые результаты






3.1 К концу обучения по программе дети
Знают:











шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку;
нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
цель игры: мат, пат, ничья;
шахматную нотацию;
абсолютную и относительную ценность фигур;
приёмы и способы матования одинокого короля;
историю возникновения шахматной игры;
правила игры.

Умеют:






записывать шахматную партию;
проводить комбинации;
владеть техникой матования одинокого короля;
решать простейшие задачи;
записывать партию до 10-го хода.
 приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
 повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления,

памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной
работоспособности; сформируют умения производить логические операции.
 сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность,
сознательность, активность и потребность ведения здорового образа жизни.
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.
3.2 Формы подведения итогов: участие обучающихся в соревнованиях.

В ходе освоения программы ребенок получает качественные оценки: «молодец»,
«замечательно», «не совсем точно», «подумай, у тебя все получится», «хорошо» и т.д.
II. Содержание программы

2.1 Учебно – тематический план
и учебная программа объединения
«Шахматы», I год обучения – 216 часов.
Тема
Всего
часов

№
п/п

1. Вводное занятие. Правила игры.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

в том числе
теоретич. практич.

2

2

История шахмат

2

2

Шахматная доска, шахматные фигуры: расстановка
фигур, ходы и взятие фигур,

6

2

Цель шахматной партии

2

Игра всеми фигурами из начального положения

4

Шахматная нотация

4

Шах, мат, пат, ничья

4

Понятие дебюта. Принципы игры в дебюте. Ошибки в
дебюте. Миниатюры.

4
2

1

3

1

3

1

3

10

2

8

Катастрофа в дебюте, короткие партии

12

2

10

Комбинации

8

1

7

Понятие окончания. Стратегические задачи.
Матование одинокого короля.

6

1

5

Решение шахматных задач: мат 1 ход.

6

1

5

Основы миттельшпиля

10

1

9

Основы эндшпиля

8

1

7

Шахматная тактика. Решение творческих заданий.

4

2

2

Решение шахматных задач: мат 2 ход.

9

1

8

Правила турнирной игры, Шахматный кодекс,

10

1

9

Значение спорта и спортивных мероприятий
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

Чемпионы мира по шахматам.

1

1

Пешечные структуры (слабые и сильные) Хорошие и
плохие поля для расположения фигур

10

2

8

Решение шахматных задач: мат 3ход.

6

1

5

Тактические приемы (нападение, защита, двойной
удар, связка, уничтожение защиты, отвлечение)

10

1

9

Теория дебюта: Итальянская партия

8

1

7

Итоговое занятие.

2

Итого:

144

2
28

116

III. Список литературы
1. Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.
2. В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.
3. Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.
4. Эстрин Я.Б., Панов В.Н. Курс дебютов. ФиС, 1982.
5.Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, 1982.
6. А.Н.Костьев. Уроки шахмат. ФиС,1984.
7. Х.Р.Капабланка. Учебник шахматной игры. ФиС, 1980.
8. А.А.Алехин. Триста избранных партий. ФиС, 1989.
9. А.В.Котов. Как стать гроссмейстером. ФиС, 1984.
10. О.В.Чеботарев. Уроки шахматной стратегии. Воениздат, 1981.
11. Д.И.Бронштейн. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, 1980.
12. Энциклопедия шахматных миттельшпилей. Белград, 1980.
13.А.Н.Ройзман.400 миниатюр. Берлин,1980.
14. Малая дебютная энциклопедия. ФиС, 1985.
15. М.М.Ботвинник. Аналитические и критические работы (1-4 том). ФиС, 1986.
16. М.И.Дворецкий. Искусство анализа. Прогресс, 1992.
17. Л.Портиш, Б.Шаркози. 600 окончаний. ФиС, 1979.
18. Энциклопедия шах
матных окончаний. Белград,1980.
19.Ю.Л.Авербах. Шахматные окончания. ФиС, 1981.
20. М.И.Шерешевский. Стратегия эндшпиля. ФиС, 1988.
Список литературы для учащихся.
1.Иващенко «Учебник шахматных комбинаций»
2.Журавлев Н.И. Шаг за шагом. ФиС, 1986.
3.В.А.Пожарский Шахматный учебник. 1996.
4.Лисицын Г.М. Первые шаги в шахматном искусстве. Лениздат, 1960 год.
Список компьютерных программ для педагога.
1.Динозавры учат шахматам.
2.Шахматная тактика для начинающих.
3.Шахматная школа для начинающих.
4.Шахматы в сказках.
5.Энциклопедия комбинаций.
6.Свисс –жеребьевка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».