ДООП Арт-студия Солонго Днацаранова А.Ю, 2024-2025

Паспорт программы.
Название программы

Ф.И.О. автора, где и кем
работает
База эксперимента

Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественно-эстетической
направленности
Арт-студия «Солонго»
Данцаранова А.Ю., педагог
дополнительного
образования МАОУ ДО «ЦНК «Баяр»
МАОУ ДО «ЦНК «Баяр» г.
Северобайкальск

Направленность
Художественно-эстетическая
образовательной деятельности
Цель программы
формирование духовной культуры
личности, приобщение к
общечеловеческим
ценностям, умению внимательно
вглядываться в жизнь, в накапливании
опыта понимания красоты.
Тип программы
Модифицированный
Продолжительность обучения 3 года
Возраст учащихся
7-12 лет
Форма проведения занятий
Групповая
Форма организации итоговых Мини-выставка, просмотр, отчетная
занятий
выставка
Количество детей в группах
6-15
Дата утверждения: Сентябрь 2024 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Настоящая дополнительная общеобразовательная программа составлена на основании
федерального закона от 29 декабря 2012г. № 273 – РФ «Об образовании в Российской
Федерации», Приказа Министерства просвещения РФ от 27июля 2022 года № 629 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
1. Основные характеристики программы
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа.
В ребенке каждом дремлет птица,
Которую необходимо разбудить:
Она должна в полет стремиться
И назначенье ей - творить.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства.
Изобразительная деятельность доступна детям всех возрастных групп и способностей.
Неспособных детей нет. Склонность к постоянному труду, усидчивость и настойчивость факторы одаренности.
Занимаясь искусством, ребенок не только овладевает практическими навыками, но и
воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и
жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти
предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной
композиции, о способах работы с различными художественными материалами и
техниками.
Программа способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию
художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа
обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
Начальные знания по изобразительной грамоте и владение художественными
материалами и техниками дает свободу самовыражения и помогает найти свой собственный
язык изобразительного искусства, язык, при помощи которого учащиеся смогут передавать
свои мысли и впечатления.
В основе педагогических принципов подачи учебного материала программы лежит
принцип «мастер-класса», когда преподаватель активно включается в учебный процесс,
демонстрируя свой творческий потенциал, тем самым влияя на раскрытие творческих
способностей учащихся.
Программа рассчитана на учащихся 7-12 лет.
1.2. Актуальность программы.
Актуальность программы заключается в том, что в сфере общения на занятиях
изодеятельностью в существенной степени формируется характер ребенка, в частности,
такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность,
честность. Особая ценность занятий заключается в том, что имея ярко выраженные
физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям
реализовать то лучшее, что в них есть.

1.3. Отличительные особенности программы.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что она предназначена для работы с
воспитанниками в свободное от учебы время в кружке изобразительного искусства, где
каждый может раскрыть свои художественные способности, познакомиться с миром
искусства более близко.
Программа ориентирована на применение широкого комплекса
различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Процесс обучения
изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и
приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у детей развиваются творческие начала. Каждое занятие
направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к
активной познавательной и творческой деятельности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое
значение придается в данной программе усвоению художественно – творческого опыта,
обучению приёмам художественно – творческих действий. На протяжении всего обучения
применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и
дифференцированный подход, обучение в содружестве.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Педагогическая целесообразность очевидна, так как воспитанники получают
дополнительные знания по таким предметам, как изобразительное искусство, декоративноприкладное творчество, повышая свой образовательный уровень по истории искусств,
краеведению. Кроме того, при реализации программы повышается психологическая
защищенность, коммуникативность, самооценка.
1.5. Цель программы.
Основной целью программы является развитие духовности, приобщение обучающихся
к богатому культурному и художественному наследию прошлого и настоящего, воспитание
стремления к общению с искусством в различных его проявлениях, способствующего
формированию личности как гармоничного и образованного человека.
1.6. Задачи.
Обучающие:
формировать базовые компетенции в области изобразительной деятельности;
расширить знания воспитанников об изобразительной грамоте и изобразительном
искусстве;
помочь овладеть практическими умениями и навыками в художественной
деятельности;
формировать первичные знания о мире пластических искусств (изобразительном,
декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне, о формах их бытования в повседневной
жизни человека;
формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству, способность
воспринимать его исторические и национальные особенности;
формировать умения по изо-деятельности в части исполнения творческого продукта
разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по
представлению, по воображению);
формировать элементарные умения, навыки, способы художественной деятельности;
Развивающие:

Развивать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения
изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к
окружающему миру;
способствовать развитию потребности активного участия воспитанников в культурной
жизни.
Воспитывающие:
·
Воспитать эмоциональную отзывчивость и культуру восприятия произведений
изобразительного искусства;
развивать нравственные и эстетических чувств: любви к родной природе, своему
народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной
культуре;
формировать коммуникативность и навыки межличностного сотрудничества в каждом
воспитаннике.
1.7. Возраст учащихся.
Данная программа предназначена для обучающихся Арт-студии «Солонго» МАОУ ДО
«ЦНК «Баяр» и рассчитана на детей от 7 до 12 лет.
Группы формируются по возрасту и в зависимости от смен в школе. I, II группа- возраст
учащихся 7-9 лет. III группа- 10-12 лет. В арт-студии «Солонго» 2 смены:
I смена – 9:00 – 10:40;
II смена – 14:00 – 15:40; 14:30-17:05
.
Набор детей в объединение осуществляется в установленные учреждением сроки по
личному заявлению родителей (лиц их заменяющих).
1.8. Формы занятий:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
– словесный (объяснение, беседа, рассказ);
– наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
– практический;
– эмоциональный (подбор репродукций и иллюстраций, аудио и видео- ряда).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год.
Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и
подготовки к отчетным выставкам.
Виды занятий:
*рисование с натуры
*формат мастер-класса с прямым показом
* рисование по представлению
*рисование на тему
*иллюстрирование
*беседы об изобразительном искусстве
2. Объем программы:
2.1. Объем программы
I группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.
II группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.
III группа: занятия 6 часов в неделю – 216 часов.

2.2. Срок и этапы реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для детей возраста 7-12 лет.
Форма обучения – очная.
Один академический час занятия в группе равен 45 минутам.
Форма организации деятельности – групповая. В объединение принимаются все желающие
дети 7-12 лет по заявлению родителей (законных представителей), прием оформляется
приказом директора.
Количество обучающихся в группе составляет 6-15 человек. Главным результатом
реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального
продукта, а
главным критерием оценки обучающегося является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного
искусства может каждый ребёнок.
2.3. Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
– в первый год обучения 3 раза в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом каждый час.
3. Планируемые результаты
3.1. Ожидаемые результаты
Наличие потребности видеть прекрасное в окружающем мире;
понимание эмоций, отраженных в произведениях искусств;
развитие фантазии, воображения, проявляющихся в конкретных формах творческой
художественной деятельности;
умение находить новые нестандартные решения творческих задач;
использование выразительных средств для создания художественного образа;
усвоение нравственно – эстетических ценностей и стремление ребят руководствоваться
в повседневной жизни.
3.2. Способы и формы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
2. через отчётные просмотры законченных работ.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.

Наименование раздела, темы

Вид учебного
занятия

Количество
аудиторных
часов

Волшебный мир изобразительного искусства.
Урок-беседа
Виды и жанры изобразительного искусства.
Рисование как возможность самовыражения.
Техники. Инструменты и материалы.
Выразительные средства графики: точки,
Урок
линии, пятна. Замкнутая линия – пятно –
силуэт.
Цветовое пятно – основное выразительное
Урок
средство
живописи.
Цветовой
круг.
Знакомство с основными и составными
цветами. Многообразие оттенков.
Методы рисования. Плоские и объемные
Урок-беседа
изображения.
Как изображать цветы? Отдельные цветки, составление букетов
Рисование цветов гелевыми ручками.
Урок
Рисунок цветов в технике "пастель".
Урок
Букет цветов в технике "акварель".
Урок
Как рисовать фрукты и овощи? Простые и сложные формы
Рисунки фруктов и овощей фломастерами.
Урок
Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике
Урок
"набрызг". Гуашь.
Экзотические фрукты в технике "масляная
Урок
пастель".
Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт
Зарисовки посуды цветными карандашами и
Урок
фломастерами.
Восточный натюрморт в технике "гуашь".
Урок
"Чаепитие" - рисование мягкими материалами
Урок
(на выбор: соус, уголь-мел, пастель).
Как рисовать бытовые предметы и мебель
Зарисовки бытовых предметов и мебели
Урок
фломастерами.
"В чулане" – рисунок углем.
Урок
Интерьер сельского дома.
Урок
Подготовка экспозиции.
Просмотр
Итого за год

8

8

8

8

12
8
16
12
12
16

12
20
16

12
12
28
8
216

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

Наименование раздела, темы

Вид учебного
занятия

Количество
аудиторных
часов

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

9.
10.

11.

12.

13.
14.

15.
16.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Урок-беседа
Разновидности пейзажа. Плановость.
Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи
Изображение мягким материалом (уголь, соус,
Урок
мел, пастель) облаков, грозовых туч, сильного
ветра.
Работа по-сырому в технике акварель. Туман.
Урок
Стихия «вода». Как изображать дождь, снег, реку, водопад, море
Изображение воды (дождь, снег, река, водопад)
Урок
с помощью техники "акварель".
"Кораблик на волнах" – работа в технике
Урок
раздельного мазка (акварель).
Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер, пожар
Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк
Урок
в технике "восковая пастель и акриловые
чернила", взрыв в технике "пастель".
Варьирование
эффектов
"салют"
–
Урок
использование техники чернил и отбеливателя.
Стихия «земля». Как изображать землю, горы, пустыню
Земля, камни, горы в технике "пастель"
Урок
("масляная
пастель").
Использование
фроттажа.
Горный пейзаж в технике "коллаж".
Урок
Как изображать деревья? Породы деревьев
Ветка с листьями. Использование различных
Урок
техник (простой карандаш, чернила и кисть,
тушь-перо).
Знакомство с изображением разных пород
Урок
деревьев (ель, сосна, береза, дуб и др.). "В лесу"
– работа гуашью.
Как изображать транспорт
Знакомство с изображением общественного
Урок
транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус,
трамвай и др.),
Ретро-автомобиль – рисунок гризайль.
Урок
Как изображать архитектуру
Архитектурные мотивы в пейзаже. Зарисовки
Урок
архитектурных элементов (окна, двери, крыши,
перила и др.).
Изображения одноэтажных и многоэтажных
Урок
домов. Сельские и городские дома.
Подготовка экспозиции
Просмотр
Итого за год

12

12

12
12
12

12

12

12

16
8

16

12

16
20

24
8
216

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№

Наименование раздела, темы

Вид учебного
занятия

Количество
аудиторных
часов

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Мир вокруг нас. Фауна.
Урок-беседа
Как изображать насекомых
Зарисовки насекомых (жуки, пауки, стрекозы,
Урок
бабочки) простыми карандашами и черной
гелевой ручкой.
"На лугу" – рисунок в смешанной технике:
Урок
акварель и гелевая ручка.
Как изображать морских жителей
Работа по образцу. Выполнение рисунка
Урок
морского жителя (морской конек, рыбы,
лангусты, черепахи, крабы).
"На дне морском…". Работа над композицией в
Урок
технике акварель.
Как изображать птиц
Знакомство с правилами изображения птиц.
Урок
Зарисовки и этюды домашних птиц (петух,
утка, курица, цыпленок). Певчие и лесные
птицы (малиновка, иволга, синица и др.) –
зарисовки мягким материалом.
Экзотические птицы. Работа в технике
Урок
«пастель».
Как изображать зверей
Знакомство
с
правилами
изображения
Урок
животных. Дикие и домашние животные.
«Животные севера и юга». Работа цветными
Урок
акварельными карандашами.
Как изображать людей
Портрет. Пропорции лица. Эмоции. Шарж.
Урок
Рисунки фломастером.
Знакомство
с
правилами
изображения
Урок
человеческой фигуры. Пропорции фигуры.
Движение и пластика человека. Одевание
Урок
фигуры человека. Наброски и зарисовки.
Эскиз театрального костюма.
Урок
"А у нас во дворе…"
Урок
Спортивные соревнования. Итоговая работа.
Урок
Подготовка экспозиции.
Просмотр.
Итого за год

8
12

16

8

16

12

16

12
16

12
16
16
16
16
16
8
216

Годовые требования
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Волшебный мир изобразительного искусства. Виды и
жанры изобразительного искусства. Рисование как возможность
самовыражения. Техники. Инструменты и материалы. Язык
изобразительного искусства: традиции и современность. Виды и жанры
изобразительного искусства. Знакомство с основными техниками графики и
живописи на примерах (детские работы, работы преподавателей или

художников). Материалы и рабочие инструменты, их свойства и правильное
использование.
Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 1.2. Выразительные средства графики: точки, линии, пятна.
Замкнутая линия – пятно – силуэт. Знакомство с выразительными
средствами графической композиции (точками, линиями, пятнами). Виды
линий. «Замкнутая линия» как способ создания пятна. Виды пятен по форме
(абстрактное, конкретное). Введение понятия «силуэт». Простые и сложные
силуэты.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Заполнение формы шаблона - шмель (точка), рыбка
(линия), ключ (пятно).
Упражнение 2. Выполнение различных пятен (тушью, краской,
чернилами). Использование сухой или влажной бумаги, трубочек для
раздувания, промокашек. Связь формы пятна с образом. Создание
выразительного образа из абстрактного пятна.
Творческое задание: выполнение сложного силуэта (кувшин, чайник,
ваза). Рекомендуемый формат А4. Материалы на выбор: фломастер, маркер,
тушь и др.
Тема 1.3. Цветовое пятно - основное выразительное средство
живописи. Цветовой круг. Знакомство с основными и составными
цветами. Многообразие оттенков. Знакомство с понятием «цветовое пятно».
Цветовой круг, последовательность спектрального расположения цветов.
Знакомство с основными и составными цветами. Теплые и холодные цвета.
Многообразие оттенков.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Получение составных цветов путем смешивания
акварельных красок. Поиск многообразия оттенков одного цвета.
Творческое задание: поиск оттенков одного цвета на граненых
поверхностях драгоценных камней. Рекомендуемый формат А4. Материал на
выбор: акварель, гуашь, цветные (акварельные) карандаши.
Тема 1.4. Методы рисования. Плоские и объемные изображения.
Реалистичное и декоративное изображение. Классический рисунок,
экспрессивный рисунок, примитивный рисунок, стилизованный рисунок.
Знакомство с плоскими и объемными изображениями на примерах
репродукций, детских работ, работ преподавателей.
Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 1.5. Как изображать цветы? Отдельные цветки, составление
букетов. Рисование цветов гелевыми ручками. Полевые и садовые цветы,
цветочные букеты. Части цветка (головка, стебель, листья). Виды цветочных
головок (соцветий) - круг с выраженным центром, полукруг, чаша, метелка.
Характер стебля - прямой, пластичный, колючий. Виды листочков - округлые,
острые, резные и др. Реалистичное и декоративное изображение.
Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Зарисовки гелевыми ручками разных цветов (ромашка,
колокольчик, василек, мак, одуванчик).
Творческое задание: сказочный цветок. Рекомендуемый формат А4.
Материал: цветные гелевые ручки.
Тема 1.6. Рисунок цветов в технике «пастель». Знакомство с техникой
"пастель". Способы работы пастелью - растирка, штриховка, тушевка.
Исправления в пастели (перекрывание слоев, уточнение силуэта мелком или
ластиком).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение растирок, тушевок, штриховок.
Творческое задание: астры в вазе. Рекомендуемый формат А4.
Материал: пастель, пастельная бумага.
Тема 1.7. Букет цветов в технике «акварель». Знакомство с техникой
«акварель». Приемы в акварели - заливка, лессировка, по-сырому, раздельный
мазок.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение упражнений с использованием заливки,
лессировки, раздельного мазка.
Творческое задание: полевые цветы (одним из предложенных приемов).
Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель.
Тема 1.8. Как рисовать фрукты и овощи? Простые и сложные
формы. Рисунки фруктов и овощей фломастерами. Садовые и
экзотические фрукты. Овощи. Фрукты и овощи, состоящие из простых форм
(круг, полукруг, овал, треугольник и др.). Сложные (составные) формы
фруктов и овощей.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Знакомство со способами работы с фломастерами
(ровный тон, штриховки, размытие водой и др.).
Творческое задание: выполнение зарисовок фруктов и овощей
предложенными способами. Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор:
фломастеры или цветные карандаши.
Тема 1.9. Фруктовая ваза. Работа с шаблонами в технике «набрызг».
Знакомство с техникой «набрызг». Методика выполнения шаблонов
(прорезные, силуэтные, модульные).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение прорезного шаблона простого фрукта и его
заполнение с помощью гуаши и губки (основа - пастельный лист).
Упражнение 2. Выполнение силуэтного шаблона простого фрукта,
размещение его на акварельной бумаге, заполнение техникой «набрызг».
Творческое задание: фрукты в вазе (выполнение рисунка в одной из
предложенных техник). Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор:
акварель или гуашь.
Тема 1.10. Экзотические фрукты в технике «масляная пастель».
Знакомство с техникой «масляная пастель». Особенности работы.
Исправления.

Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Упражнения на смешение цветов, восковые мелки и фон
(акварельный или выполненный тушью), техника «потрескавшийся воск».
Творческое задание: выполнение фруктового (овощного) портрета
«важного господина» в раме в технике «потрескавшийся воск».
Рекомендуемый формат А3. Материал: масляная пастель.
Тема 1.11. Как рисовать посуду? Простая форма. Сложный силуэт.
Зарисовки посуды цветными карандашами и фломастерами. Знакомство
с понятиями «ось симметрии», «овал». Простые симметричные предметы
(кружка, сахарница, кастрюля и др.). Посуда со сложным асимметричным
силуэтом (чайник, ваза).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Зарисовки посуды простой и сложной формы
фломастерами и карандашами.
Творческое задание: посуда на столе в технике «цветные карандаши».
Использование нового эффекта: клейкой ленты для маскирования при
выполнении скатерти. Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор:
фломастеры или цветные карандаши.
Тема 1.12. Восточный натюрморт в технике «гуашь». Способы
работы гуашью. Использование цветной основы листа как средства
декоративной композиции (для композиции подойдет активный тон
пастельного листа – оранжевый, желтый, черный, темно-синий).
Загораживание, равновесие (масс, цветовых пятен). Введение понятия
«орнамент».
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: выполнение восточного натюрморта с обилием
орнаментированных деталей. Рекомендуемый формат А2. Материал гуашь.
Тема 1.13. «Чаепитие» - рисование мягким материалом (на выбор:
соус, уголь-мел, пастель). Особенности работы мягким материалом. Выбор
формата (квадрат; прямоугольник, вытянутый по вертикали; прямоугольник,
вытянутый по горизонтали). Освоение формата.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Знакомство со свойствами разных материалов.
Творческое задание: «Чаепитие» - рисунок мягким материалом.
Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор: соус, уголь-мел, пастель.
Тема 1.14. Как рисовать бытовые предметы и мебель? Зарисовки
бытовых предметов и мебели фломастерами. Знакомство со способами
рисования предметов быта и мебели. Преобразование плоских фигур в
объемные геометрические тела, а затем - в конкретные объекты.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок предметов быта и мебели
фломастерами. Рекомендуемый формат А3. Материал фломастеры.
Тема 1.15. «В чулане» – рисунок углем. Знакомство с техникой
высветления – покрытие всего листа углем, высветление участков с помощью
куска замши и ластика. Доработка деталей ретушью и мелом.

Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «В чулане» - рисунок углем с высветлением
ластиком. Рекомендуемый формат А3. Материал: мел, уголь, ретушь.
Тема 1.16. Интерьер сельского дома. Знакомство с устройством
сельского дома. Внутреннее убранство основного помещения дома-избы
(русская печь, стол, скамья, шкаф-поставец, сундуки и др.). Основные
цветовые сочетания. Использование символической орнаментики в
украшении предметов мебели и утвари.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Зарисовки цветными карандашами и фломастерами
предметов мебели и утвари русского дома.
Творческое задание: интерьер русской избы. Рекомендуемый формат
А2. Материал на выбор (акварель с последующей доработкой черной гелевой
ручкой или фломастерами, гуашь).
Тема 1.17. Подготовка экспозиции к просмотру.
Просмотр – основная форма итогового контроля, выставка,
демонстрирующая степень освоения программы и творческие успехи
учащегося. Просмотр является важной формой мотивации и самоконтроля
учащегося.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.
Разновидности пейзажа. Плановость. Знакомство с пейзажем - жанром
изобразительного искусства. Разновидности пейзажа (сельский, городской
(архитектурный), морской, горный и др.). Пейзаж в русском и западноевропейском искусстве. Художники-пейзажисты. Световоздушная среда,
плановость в пейзаже. Занятие может проходить в выставочном пространстве.
Тема 1.2. Стихия «воздух». Как изображать туман, облака, тучи?
Изображение мягким материалом (уголь, соус, мел, пастель) облаков,
грозовых туч, сильного ветра. Знакомство со стихией «воздух». Свойства
бумаги. Способы изображения облаков, грозовых туч, сильного ветра в
технике «мягкий материал» (использование растирки (тканной, бумажной),
ластика, высветление мелом, затемнение ретушью).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок природных явлений.
Рекомендуемый формат А5. Использование «мягкого материала».
Тема 1.3. Работа по-сырому в технике акварели. Туман. Знакомство
с техникой работы по-сырому. Материалы и инструменты. Технические
приемы.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: изображение ненастного дня с туманом.
Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель.
Тема 1.4. Стихия «вода». Как изображать дождь, реку, водопад,
море? Изображение воды (дождь, река, водопад) с помощью техники
«акварель». Знакомство со стихией «вода». Свойства бумаги. Способы
изображения дождя, ливня, водопада, реки в технике «акварель». Приемы

работы (вливание цвета в цвет, лессировки, раздельный мазок и др.).
Методики сопротивления (использование воска, маскирующей основы,
масляной пастели).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок воды в разных
состояниях.
Рекомендуемый формат А5. Материал: акварель.
Тема 1.5. «Кораблик на волнах» – работа в технике раздельного
мазка (акварель). Изучение техники «раздельный мазок». Знакомство с
творчеством художников-пуантилистов.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «кораблик на волнах» в технике «гуашь».
Рекомендуемый формат А4. Материал: гуашь.
Тема 1.6. Стихия «огонь». Как изображать свечение, взрыв, костер,
пожар? Костер - экспрессия мазка в гуаши, фейерверк - в технике
«восковая пастель и акриловые чернила», взрыв - в технике «пастель».
Знакомство со стихией «огонь». Способы изображения свечения, взрывов,
костра, пожара.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение нескольких зарисовок стихий огня.
Рекомендуемый формат А5. Материал: гуашь, восковая пастель и
акриловые чернила, сухая пастель.
Тема 1.7. Варьирование эффектов. «Салют» – использование
техники акриловых чернил и отбеливателя. Выразительные свойства
материалов. Эффекты.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «Праздничный салют».
Рекомендуемый формат А3. Материал: акриловые чернила и
отбеливатель.
Тема 1.8. Стихия земля. Как изображать землю, горы, пустыню?
Земля, камни, горы в технике «пастель» («масляная пастель»).
Использование фроттажа. Знакомство со стихией «земля». Способы
изображения земли, гор, пустынь. Знакомство с техникой «фроттаж».
Получение фактурных оттисков способом фроттаж.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Получение фактурных оттисков с различных
поверхностей: грубой ткани, деревянной основы, монет, рифленых и
шершавых поверхностей и др. Материалы на выбор (простые и цветные
карандаши, уголь, соус, пастель).
Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: фломастеры или
цветные карандаши.
Тема 1.9. Горный пейзаж в технике «коллаж». Создание горного
пейзажа из фактурных оттисков, полученных ранее.
Предлагаемые аудиторные задания

Творческое задание: горный пейзаж в технике «коллаж».
Рекомендуемый формат А4. Материал: фактурные оттиски, ножницы, клей.
Тема 1.10. Как изображать деревья? Породы деревьев. Ветка с
листьями. Использование различных техник (простой карандаш,
чернила и кисть, тушь-перо). Знакомство с породами деревьев. Пластика
ветки. Свойства материалов.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок ветки дерева различными
графическими материалами (простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка),
тушь-кисть, фломастер).
Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор: простой карандаш,
тушь-перо (гелевая ручка), тушь-кисть, фломастер.
Тема 1.11. Знакомство с изображением разных пород деревьев (ель,
сосна, береза, дуб и др.). «В лесу» - работа гуашью. Знакомство с
изображением разных пород деревьев. Варианты схематичного рисования
деревьев. Работа над композицией.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «В лесу» – работа гуашью. Рекомендуемый формат
А3. Материал: гуашь.
Тема 1.12. Как изображать транспорт? Знакомство с изображением
общественного транспорта (автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и
др.). Схемы изображения общественного транспорта (автомобиль, автобус,
троллейбус, трамвай и др.).
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок общественного транспорта
(автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай и др.) по схемам. Рекомендуемый
формат А4. Материал на выбор: простой карандаш, тушь-перо (гелевая
ручка), фломастер.
Тема 1.13. Ретро-автомобиль – рисунок гризайлью. Знакомство с
техникой «гризайль». Копирование со старой фотографии.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: ретро-автомобиль – рисунок гризайлью.
Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, гелевая ручка.
Тема 1.14. Как изображать архитектуру? Архитектурные мотивы в
пейзаже. Зарисовки архитектурных элементов (окна, двери, крыши,
перила и др.). Термин «архитектура», знакомство с архитектурными
элементами. Схемы изображения элементов архитектуры.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок по схемам. Рекомендуемый
формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо (гелевая ручка),
фломастер.
Тема 1.15. Изображения одноэтажных и многоэтажных домов.
Сельские и городские дома. Пропорции зданий, масштаб. Конструктивный
анализ формы зданий.
Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок домов способом «монотипия».
Творческое задание: улица (способ «монотипия»). Рекомендуемый
формат А3. Материал: гуашь.
Тема 1.16. Подготовка экспозиции к просмотру.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Тема 1.1. Мир вокруг нас. Фауна. Окружающая среда, человек и
животные в изобразительном искусстве. Особенности выполнения набросков
и зарисовок. Стилизация в рисунках. Реалистические и декоративные
изображения.
Тема 1.2. Как изображать насекомых? Зарисовки насекомых (жуки,
пауки, стрекозы, бабочки) простыми карандашами и черной гелевой
ручкой. Пошаговое изображение насекомых (от общего к частному).
Использование выразительных средств графических материалов.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок по схемам.
Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо
(гелевая ручка), фломастер.
Тема 1.3. «На лугу» – рисунок в смешанной технике (акварель и
гелевая ручка). Сочетание разных материалов в композиции.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: создание композиции «На лугу».
Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо,
цветные гелевые ручки, фломастер.
1.4 Тема: Как изображать морских жителей? Работа по образцу.
Выполнение рисунка морского жителя (морской конек, рыбы, лангусты,
черепахи, крабы). Рисование по образцу. Декоративное заполнение формы.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение рисунка морского жителя по образцу с
последующей декоративной проработкой (морской конек, рыбы, лангусты,
черепахи, крабы).
Рекомендуемый формат А4. Материал: простой карандаш, тушь-перо
(гелевая ручка), фломастер.
Тема 1.5. «На дне морском…» - работа над композицией в технике
акварель. Эффекты в акварели (раздувание, отпечатки кончиком кисти,
использование мыльной основы, кристаллов соли, марганцовки).
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «На дне морском»
Рекомендуемый формат А3. Материал: акварель.
Тема 1.6. Как изображать птиц? Знакомство с правилами
изображения птиц. Зарисовки и этюды домашних птиц (петух, утка,
курица, цыпленок). Певчие и лесные птицы (малиновка, иволга, синица
и др.) – зарисовки мягким материалом. Характерные особенности разных
видов птиц. Знакомство с последовательным изображением птиц.
Предлагаемые аудиторные задания

Упражнение 1. Выполнение зарисовок птиц с натуры (чучела) разными
графическими материалами.
Рекомендуемый формат А3. Использование «мягкого материала»,
акварели.
Тема 1.7. Экзотические птицы – работа пастелью. Цветной фон как
выразительное средство композиции. Выбор формата. Особенности работы
над образом птицы.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: экзотические птицы.
Рекомендуемый формат А2. Использование «мягкого материала».
Тема 1.8. Как изображать зверей? Знакомство с правилами
изображения животных. Дикие и домашние животные. Разновидности
животных. Пропорции, пластика, фактура. Характерные позы. Особенности
движения.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Выполнение зарисовок животных разными
графическими материалами (использование в работе атласа животных).
Рекомендуемый формат А3. Использование различных художественных
материалов.
Тема 1.9. «Животные севера и юга». Работа цветными
акварельными карандашами. Техника «акварельные карандаши».
Обобщение знаний о животных. Выполнение композиции.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «Животные севера и юга» (композиция).
Рекомендуемый формат А3. Материал: цветные акварельные
карандаши.
Тема 1.10. Как изображать людей? Портрет. Пропорции лица.
Эмоции. Шарж. Рисунки фломастером. Начальные знания о портрете.
Пропорции лица человека. Мужской, женский, детский портрет. Мимика.
Юмористический рисунок – шарж.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: портрет соседа, автопортрет, дружеский шарж (на
выбор).
Рекомендуемый формат А4. Материал на выбор.
Тема 1.11. Знакомство с правилами изображения человеческой
фигуры. Пропорции фигуры. Характерные особенности изображения
мужской, женской, детской фигуры. Пропорции фигур. Изготовление
шарнирного человека.
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Изготовление шарнирного человечка из картона и
проволоки.
Рекомендуемый формат А3. Материал: картон, цветная бумага,
проволока, ножницы, клей.

Тема 1.12. Движение и пластика человека. Одевание фигуры
человека. Наброски и зарисовки. Использование модели шарнирного
человечка для отображения движения. «Одевание фигуры».
Предлагаемые аудиторные задания
Упражнение 1. Наброски и зарисовки людей в движении.
Рекомендуемый формат А4. Материал: фломастеры.
Тема 1.13. Эскиз театрального костюма. Отражение эпохи в костюме.
Детали костюма. Понятие «стиль» в костюме. Декорирование.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: эскиз театрального костюма для сказочного
персонажа.
Рекомендуемый формат А4. Материал: акварель, гуашь.
Тема 1.14. «А у нас во дворе…». Тематическая композиция с
включением фигур людей. Детские игры и развлечения, детская площадка.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: «А у нас во дворе…».
Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.
Тема 1.15. Спортивные соревнования. Итоговая работа. Закрепление
темы «движение и пластика человека». Тематическая композиция с
включением фигур людей в движениях.
Предлагаемые аудиторные задания
Творческое задание: спортивные соревнования.
Рекомендуемый формат А3. Материал на выбор.
Тема 1.16. Подготовка экспозиции к просмотру.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение должно быть просторным, проветриваемым с дневным хорошим
освещением. Для занятий живописью при недостатке дневного освещения используется
местный подсвет лампами дневного света.
2. Студия оборудуется комплектами общего или местного затемнения для экранных
просмотров (шторы, жалюзи) и приспособлениями для организации сменных выставок
(карниз по периметру свободных стен).
3. Пол, позволяющий провести быструю и качественную санобработку.
4. Матовая окраска стен в светлые тона.
5. В закрытых шкафах хранятся иллюстрации, альбомы, папки, коробки, материалы,
в открытых (остекленных) – народная игрушка, «предметы красоты» и материалы для
художественного творчества.
6. В студии удобны полки-стеллажи, тумбы для вертикального хранения больших
репродукций и крупных детских работ, стенды-витринки, разные мольберты с подставками
для красок, столы.
Компьютер, доступ к сети Internet.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования изобразительного
искусства.

3.1. Методическое обеспечение программы
Основное учебное время программы отводится для выполнения учащимися творческих
заданий. Весь учебный материал преподаватель обязан преподносить учащимся в
доступной форме, наглядно иллюстрируя его. Обучение проходит наиболее плодотворно
при чередовании теоретических и практических знаний, мастер-классов, индивидуальной
работе с каждым учеником.
Задания первого года обучения направлены на формирование базовых знаний по
изображению отдельных предметов, групп предметов, что позволяет учащимся овладеть
рисованием несложных натюрмортов. Программа знакомит учащихся с различными
материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой
активности учащихся.
3.2. Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо следующее материальнотехническое обеспечение.
Кабинет должен отвечать следующим требованиям:
- кабинет изобразительного искусства должен обеспечивать атмосферу художественной
мастерской, выставочного зала;
- учебный кабинет должен быть оформлен в соответствии с профилем проводимых занятий
и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: столы и стулья для
педагога и учащихся, доска, шкафы и стеллажи для хранения литературы и наглядных
пособий;
- учебный кабинет должен быть оснащен мольбертами, предметами натурного фонда.
- технические средства: ноутбук, экран с проектором или телевизор с usb-выходом.
Для работы в области живописи предлагается использовать акварель, гуашь. Для работы
в области графики - карандаш, фломастер, гелиевая ручка.
Финансовое обеспечение программы
Финансирование программы дополнительного образования осуществляется за счет средств
заложенных в смете учреждения.
Обеспечение безопасности жизни и здоровья обучающихся
Общие правила техники безопасности:
В творческое объединение (ТО) допускаются обучающиеся ознакомившиеся и
выполняющие требования техники безопасности; Обо всех неисправностях, поломках,
утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения
их нарушений.
До и после занятий необходимо проветривать помещение.
Бережно относиться к имуществу Центра.
В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.
3.3. Формы и методы контроля. Критерии оценок.
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий и промежуточный контроль и итоговую аттестацию.
Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании года
обучения. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить
дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
Критерии оценок
По результатам промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки:
«отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
5 (отлично) – ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его
работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом.
4 (хорошо) – ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает

к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.
3 (удовлетворительно) – ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по
невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная
помощь преподавателя.
3.4 Список литературы
Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. М.:
Издательство Школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
3. Все о технике: живопись акварелью. Незаменимый справочник для художников.
Издание на русском языке. М., АРТ–Родник, 1998
4. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. М.,
Просвещение, 1998
5. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. М., Просвещение,
1998
6. Крошо Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих. М.,
Издательство «АСТРЕЛЬ», 2002
7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальности «Изобразительное искусство». М., Гуманитар. изд. центр
ВЛАДОС, 2008
8. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие. М., Астрель: АСТ, 2006
9. Тейт В. Полевые цветы в акварели. Серия «Уроки живописи». Издание на русском
языке. М., Издательство «Кристина – Новый век», 2006
10. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2007
11. Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М., АСТ Слово, 2010


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».